Зоя Гаврилова
Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на неё
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации детей раннего возраста к ДОУ является одной из главных в работе воспитателей и родителей. А для ребенка данный период является серьезным испытанием.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Публикация «Характеристика понятия „адаптация“ и факторы влияющие на неё» размещена в разделах
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.
Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Осуществление же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностей ребенка.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т. к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию, невроза, замедление темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова – Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина А. И. Мышкис).
Значительное внимание проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова – Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально- психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.
Исследования специалистов показали, что характер адаптации детей раннего возраста зависит от следующих факторов :
• возраст малыша. Труднее к новым условиям привыкают дети, возраст которых находится в диапазоне 10 месяцев - 2 года. После двух лет ребенок значительно легче приспосабливается к новым условиям жизни;
• состояние здоровья и общий уровень развития. Здоровый малыш переносит трудности адаптации гораздо легче;
• сформированность предметной деятельности. Ребенка легче заинтересовать новым занятием или новой игрушкой;
• индивидуальные особенности. При адаптации детей младшего дошкольного возраста можно заметить, что все дети ведут себя по-разному в первый день в детском саду: одни плачут и отказываются кушать, но через несколько дней все нормализуется, а другие внешне спокойны в первый день, но могут плакать в последующие;
• условия жизни в семье. Если у ребенка не налажен режим дня, не выработаны личностные качества, нет необходимых умений и навыков, ему труднее приспособиться к условиям ДОУ;
• опыт общения со взрослыми и сверстниками. Перед поступлением в детский сад необходимо создавать условия, требующие от малыша новых форм поведения, чтобы происходила тренировка адаптационных механизмов. Дети, неоднократно сталкивавшиеся с новыми условиями, легче привыкают к детскому саду.
Объективными показателями окончания собственно периода адаптации детей раннего возраста являются: хороший аппетит и глубокий сон, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение, восстановление навыков и привычек (кушает ложкой, ходит на горшок, показатели прибавки веса, которые соответствуют возрасту.