Папки-передвижки

Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на неё

Зоя Гаврилова
Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на неё
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема адаптации детей раннего возраста к ДОУ является одной из главных в работе воспитателей и родителей. А для ребенка данный период является серьезным испытанием.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

Публикация «Характеристика понятия „адаптация“ и факторы влияющие на неё» размещена в разделах

Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс приспособления организма, которые происходят на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Осуществление же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностей ребенка.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т. к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию, невроза, замедление темпа психофизического развития.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова – Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико – педагогическая проблема, решение которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина А. И. Мышкис).

Значительное внимание проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова – Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально- психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.

Исследования специалистов показали, что характер адаптации детей раннего возраста зависит от следующих факторов :

• возраст малыша. Труднее к новым условиям привыкают дети, возраст которых находится в диапазоне 10 месяцев - 2 года. После двух лет ребенок значительно легче приспосабливается к новым условиям жизни;

• состояние здоровья и общий уровень развития. Здоровый малыш переносит трудности адаптации гораздо легче;

• сформированность предметной деятельности. Ребенка легче заинтересовать новым занятием или новой игрушкой;

• индивидуальные особенности. При адаптации детей младшего дошкольного возраста можно заметить, что все дети ведут себя по-разному в первый день в детском саду: одни плачут и отказываются кушать, но через несколько дней все нормализуется, а другие внешне спокойны в первый день, но могут плакать в последующие;

• условия жизни в семье. Если у ребенка не налажен режим дня, не выработаны личностные качества, нет необходимых умений и навыков, ему труднее приспособиться к условиям ДОУ;

• опыт общения со взрослыми и сверстниками. Перед поступлением в детский сад необходимо создавать условия, требующие от малыша новых форм поведения, чтобы происходила тренировка адаптационных механизмов. Дети, неоднократно сталкивавшиеся с новыми условиями, легче привыкают к детскому саду.

Объективными показателями окончания собственно периода адаптации детей раннего возраста являются: хороший аппетит и глубокий сон, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение, восстановление навыков и привычек (кушает ложкой, ходит на горшок, показатели прибавки веса, которые соответствуют возрасту.

Публикации по теме:

«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете)«Характеристика здоровьесберегающей технологии» (выступление на педсовете) «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических.

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Конспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группеКонспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группе Конспект НОД по ФЭМП «Понятия уже — шире» в средней группе Цель: Создать условия для самостоятельной игровой и мотивационной ситуации для.

Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений»Поисково-познавательная деятельность в работе с детьми. Проект «Свет и тепло-важные факторы для роста растений» Вид проекта: А) Исследовательский Б) Познавательный В) Практический Срок: две недели. Цель: Способствовать формированию представлений о.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНРУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на неё
Опубликовано: 9 декабря 2021 в 14:50
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика понятия «адаптация» и факторы влияющие на неё» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД