Приложение МААМ

Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности

Мария Маршалко
Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности
▼ Скачать + Заказать документы

Языковая способность (далее — ЯС) — это совокупность системного характера, набор и единство лингвистических потенций, возможностей вербализации, оязыковления мира и его частей, познаваемых и осмысляемых при помощи единиц языка. Человек появляется на свет с готовой «матрицей» ЯС, которая формируется генетически, физиологически, психически, а также при доминирующем участии центральной нервной системы. ЯС при активации своих компонентов обеспечивает различные функциональные состояния человека, его языкового мышления, процессов познания и номинации: человек думающий; человек воображающий; человек желающий; человек мечтающий; человек планирующий; человек называющий; человек говорящий; человек пишущий; человек сочиняющий — вот неполный перечень характеристик языкового состояния человека.

Публикация «Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности» размещена в разделах

ЯС — это система языковых знаков, обеспечивающая речевую и текстовую вербализацию результатов мышления, познания и номинации, а также текстотворчества. Онтолингвистика и психолингвистика фиксируют и описывают результаты активации тех или иных компонентов ЯС. Мы же обращаем внимание на источник процессов активации — на собственно ту или иную языковую способность, на ее часть, на ее микроструктуру, микрокомпонент. ЯС как система включает в себя целый ряд отдельных способностей — от звуковой способности до текстовой. Данные компоненты ЯС активируются, развиваются и реализуются с момента зачатия до конца жизни носителя данной ЯС или вплоть до последнего момента существования. Перечислим компоненты языковой способности.

• Звуковая способность. Активируется во время появления младенца на свет, реализуется впервые в момент начала дыхания. Имеет непроизвольный рефлекторный характер. Знак — акустическая сторона звука.

• Фонетическая способность. Активируется на втором месяце жизни. Осознание функционально-смысловой природы звуков. Знак — звук.

• Фонологическая способность. Активируется на третьем- четвертом месяце жизни. Осознание смыслоразличительных функций звуков. Осознание функций согласных и гласных звуков. Закрепление в языковом сознании фонетической системы. Знак — фонема.

• Слоговая способность. Активируется на третьем-четвертом месяце жизни. Осмысление слогообразующей функции гласных звуков. Осмысление звукокомплекса, слога. Знак — звукокомплекс, слог.

• Грамматическая способность. Активируется на пятом- шестом месяце жизни. Осознание грамматической природы звукокомплексов, персональных неологических частей лексемы. Знак — силлабоид, морфоид.

• Морфологическая способность. Активируется на дсвятом- двснадцатом месяце жизни. Осознание грамматической, морфемной структуры лексемы. Знак — морфоид, морфема, морфемный комплекс.

• Словообразовательная способность. Активируется на двенадцатом-пятнадцатом месяце жизни. Осознание морфологической структуры лексемы. Знак — словообразовательная модель.

• Лексико-неологическая способность. Акгивируется на пятнадцатом-восемнадцатом месяце жизни. Осознание плана выражения слова — семемы. Знак — лексоид, неологическая лексема.

• Лексическая способность. Активируется на 18-24-м месяце жизни. Осознание связей лексемы и семемы. Знак — слово.

• Синтаксическая способность. Активируется на 24-м месяце жизни. Осознание единства грамматики и лексики. Осознание комплексной формы номинатора ситуации. Осознание ситуации как предмета номинации. Знак — структурная модель словосочетания, фразы, высказывания.

• Полная речевая способность. Активируется на 6-12-м году жизни. Знак — вербализованная ситуация, строфа.

• Строфа — цельный, связный, относительно завершенный знак, характеризующийся единством синтаксической формы, смыслового содержания и музыкально-интонационного наполнения. Данная способность активируется совместно с музыкально-интонационной способностью. Строфа — это базовый знак языкового мышления. Человек воспринимает и познает мир ситуативно. Единица познания — ситуация. Единица оязыковления ситуации — строфа, то есть человек «мыслит строфами», или формирует свою картину мира построфно.

• Текстовая способность. Активируется, как правило, на 15-20-м году жизни. Знак — цельный, связный, завершенный текст.

• Комплексная текстовая способность. Активируется на 20-м году жизни. Знак — неполная парадигма разножанровых и разностилевых текстов.

• Универсальная текстовая способность. Знак — полная парадигма разножанровых, разностилевых и «новых» текстов.

Текстотворчество как результат активных процессов языкового и текстового мышления основывается на активации и реализации тех или иных или всех компонентов ЯС. Так, для функционирования речевой личности достаточно активации нескольких компонентов ЯС (языковой минимум — лексическая способность и синтаксическая способность в объеме словосочетания; огромное число современных носителей русского языка обладает именно такой ЯС, что объясняется тотальными процессами визуализации многих сфер культуры, науки и вообще цивилизации).

Понятие уровня языковых способностей широко распространенно в такой области языкознание, как преподавание и усвоение иностранных языков. Там принято рассматривать уровень языковых способностей как степень усвоения учащимся иностранного языка. Этот показатель позволяет выявить их знания и скорректировать последующий процесс обучения. Наиболее распространенными являются следующие уровни языковых способностей :

уровень носителя языка – соответствует владению родным языком, который является первым и лучшим языком и языком формирования мышления, поэтому считается «идеальным» уровень; этот уровень для неродного языка может быть достигнут полным языковым погружением;

уровень полилингва соответствует знанию нескольких языков на уровне носителя;

уровень беглого владения – соответствует свободному использованию языка, который обычно достигается его углублённым изучением;

уровень опытного говорящего – соответствует владению такого объема лексики и грамматики языка, который позволяет вести общение в бытовой жизни;

уровень элементарного владения – соответствует знанию отдельных простых и наиболее часто используемых слов.

Публикации по теме:

«Развиваем математические способности!» Предлагаю вам материал,который можно использовать в своей работе или для родителей в виде консультации. Буду рада,если вам пригодиться. Если.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников»Консультация для родителей «Как развивать математические способности у дошкольников» Математика-это не только умение хорошо считать,а развитие логического мышления,умение находить нестандартный выход. Развивать математические.

Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?»Консультация для родителей «Как развивать творческие способности у детей?» Творчество - необыкновенный источник энергии, развития, получения положительных эмоций! Очень полезно развивать творческие способности у.

Консультация для родителей «Развиваем математические способности у малышей»Консультация для родителей «Развиваем математические способности у малышей» Математика-это не только навык хорошо считать,но и развитая логика,умение формулировать задачи,находить нестандартный выход. Постичь эту.

Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка»Консультация для родителей «Развиваем творческие способности ребенка» Творческие способности — это умение создавать новое на основе предыдущего опыта. Они связаны с воображением, фантазией, эмоциями, мышлением.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности
Опубликовано: 19 июня 2024 в 14:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности» (включая файлы) размещена пользователем Мария Маршалко (УИ 3343819) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД