Мария Маршалко
Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности
▼ Скачать + Заказать документы
Языковая способность (далее — ЯС) — это совокупность системного характера, набор и единство лингвистических потенций, возможностей вербализации, оязыковления мира и его частей, познаваемых и осмысляемых при помощи единиц языка. Человек появляется на свет с готовой «матрицей» ЯС, которая формируется генетически, физиологически, психически, а также при доминирующем участии центральной нервной системы. ЯС при активации своих компонентов обеспечивает различные функциональные состояния человека, его языкового мышления, процессов познания и номинации: человек думающий; человек воображающий; человек желающий; человек мечтающий; человек планирующий; человек называющий; человек говорящий; человек пишущий; человек сочиняющий — вот неполный перечень характеристик языкового состояния человека.
Публикация «Характеристика основных составляющих и уровней формирования языковой способности» размещена в разделах
ЯС — это система языковых знаков, обеспечивающая речевую и текстовую вербализацию результатов мышления, познания и номинации, а также текстотворчества. Онтолингвистика и психолингвистика фиксируют и описывают результаты активации тех или иных компонентов ЯС. Мы же обращаем внимание на источник процессов активации — на собственно ту или иную языковую способность, на ее часть, на ее микроструктуру, микрокомпонент. ЯС как система включает в себя целый ряд отдельных способностей — от звуковой способности до текстовой. Данные компоненты ЯС активируются, развиваются и реализуются с момента зачатия до конца жизни носителя данной ЯС или вплоть до последнего момента существования. Перечислим компоненты языковой способности.
• Звуковая способность. Активируется во время появления младенца на свет, реализуется впервые в момент начала дыхания. Имеет непроизвольный рефлекторный характер. Знак — акустическая сторона звука.
• Фонетическая способность. Активируется на втором месяце жизни. Осознание функционально-смысловой природы звуков. Знак — звук.
• Фонологическая способность. Активируется на третьем- четвертом месяце жизни. Осознание смыслоразличительных функций звуков. Осознание функций согласных и гласных звуков. Закрепление в языковом сознании фонетической системы. Знак — фонема.
• Слоговая способность. Активируется на третьем-четвертом месяце жизни. Осмысление слогообразующей функции гласных звуков. Осмысление звукокомплекса, слога. Знак — звукокомплекс, слог.
• Грамматическая способность. Активируется на пятом- шестом месяце жизни. Осознание грамматической природы звукокомплексов, персональных неологических частей лексемы. Знак — силлабоид, морфоид.
• Морфологическая способность. Активируется на дсвятом- двснадцатом месяце жизни. Осознание грамматической, морфемной структуры лексемы. Знак — морфоид, морфема, морфемный комплекс.
• Словообразовательная способность. Активируется на двенадцатом-пятнадцатом месяце жизни. Осознание морфологической структуры лексемы. Знак — словообразовательная модель.
• Лексико-неологическая способность. Акгивируется на пятнадцатом-восемнадцатом месяце жизни. Осознание плана выражения слова — семемы. Знак — лексоид, неологическая лексема.
• Лексическая способность. Активируется на 18-24-м месяце жизни. Осознание связей лексемы и семемы. Знак — слово.
• Синтаксическая способность. Активируется на 24-м месяце жизни. Осознание единства грамматики и лексики. Осознание комплексной формы номинатора ситуации. Осознание ситуации как предмета номинации. Знак — структурная модель словосочетания, фразы, высказывания.
• Полная речевая способность. Активируется на 6-12-м году жизни. Знак — вербализованная ситуация, строфа.
• Строфа — цельный, связный, относительно завершенный знак, характеризующийся единством синтаксической формы, смыслового содержания и музыкально-интонационного наполнения. Данная способность активируется совместно с музыкально-интонационной способностью. Строфа — это базовый знак языкового мышления. Человек воспринимает и познает мир ситуативно. Единица познания — ситуация. Единица оязыковления ситуации — строфа, то есть человек «мыслит строфами», или формирует свою картину мира построфно.
• Текстовая способность. Активируется, как правило, на 15-20-м году жизни. Знак — цельный, связный, завершенный текст.
• Комплексная текстовая способность. Активируется на 20-м году жизни. Знак — неполная парадигма разножанровых и разностилевых текстов.
• Универсальная текстовая способность. Знак — полная парадигма разножанровых, разностилевых и «новых» текстов.
Текстотворчество как результат активных процессов языкового и текстового мышления основывается на активации и реализации тех или иных или всех компонентов ЯС. Так, для функционирования речевой личности достаточно активации нескольких компонентов ЯС (языковой минимум — лексическая способность и синтаксическая способность в объеме словосочетания; огромное число современных носителей русского языка обладает именно такой ЯС, что объясняется тотальными процессами визуализации многих сфер культуры, науки и вообще цивилизации).
Понятие уровня языковых способностей широко распространенно в такой области языкознание, как преподавание и усвоение иностранных языков. Там принято рассматривать уровень языковых способностей как степень усвоения учащимся иностранного языка. Этот показатель позволяет выявить их знания и скорректировать последующий процесс обучения. Наиболее распространенными являются следующие уровни языковых способностей :
• уровень носителя языка – соответствует владению родным языком, который является первым и лучшим языком и языком формирования мышления, поэтому считается «идеальным» уровень; этот уровень для неродного языка может быть достигнут полным языковым погружением;
• уровень полилингва соответствует знанию нескольких языков на уровне носителя;
• уровень беглого владения – соответствует свободному использованию языка, который обычно достигается его углублённым изучением;
• уровень опытного говорящего – соответствует владению такого объема лексики и грамматики языка, который позволяет вести общение в бытовой жизни;
• уровень элементарного владения – соответствует знанию отдельных простых и наиболее часто используемых слов.