Малашко Елена
Характеристика деятельности наблюдения и содержание наблюдений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая диагностика является важным компонентом педагогического процесса в дошкольной организации. С ее помощью осуществляется оценка индивидуального развития дошкольников, позволяющая определить эффективность педагогических действий, а также составить план дальнейшей работы, направленной на развитие ребенка.
Для исследования уровня развития наблюдательности у дошкольников на начальном этапе были определена цель, сформулированы задачи, изучена психолого-педагогическая литература, определены показатели и критерии изучаемого явления, ознакомление с диагностическими методиками.
Публикация «Характеристика деятельности наблюдения и содержание наблюдений дошкольников» размещена в разделах
Цель диагностики: определить начальный уровень развития наблюдательности у дошкольников.
В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Определить диагностические показатели и критерии исследовательской деятельности;
2. Разработать характеристики уровней развития наблюдательности у дошкольников;
3. Разработать диагностические задания;
4. Провести диагностическое исследование с детьми старшего дошкольного возраста;
5. Проанализировать итоги проведенного диагностического исследования.
Методики для проведения диагностики развития познавательных процессов детей 3 лет (интерпретация методик, разработанных научным коллективом по руководством А. Л. Венгера, С. Д. Забрамной, О. В. Боровик)
1. Память «Пять игрушек». Задание направлено на изучение механической памяти.
Оборудование: 5 игрушек (мяч, машина, кукла, собака, мишка) экран
Инструкция: «Назови, что это? Посмотри и запомни игрушки». Закрываем игрушки экраном и просим их назвать.
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла-назвал 5 игрушек, 3 балла- назвал 4 игрушки, 2 балла- назвал 2-3 игрушки, 1 балл- назвал 1 игрушку, 0 баллов- не назвал ни одной игрушки.
2. Внимание «Сравнение картинок»
Оборудование:2 картинки с двумя отличиями, секундомер
Инструкция: «Посмотри внимательно, скажи, чем отличаются эти картинки» Время выполнения -1 минута
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла-ребенок справился с методиками для 4-5 лет, 3 балла- нашел 2 отличия, 2 балла- нашел одно отличие, 1 балл- нашел отличие при помощи взрослого, 0 баллов-не выполнил задание
3. Восприятие «Разрезная картинка» выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный образ
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две части.
Инструкция: раскладывается перед ребенком две части разрезной картинки и просится сложить целую картинку : «Сделай целую картинку»
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла- складывает картинку из 4 частей, 3 балла- складывает картинку из двух частей, 2 балла-выполняет задание с помощью, 1 балл- выполняет при наличии зрительного образца, 0 баллов-не выполняет задание
4. Мышление «Доска Сегена» методика направлена на исследование наглядно-действенного- мышления
Оборудование: доска Сегена 6 вкладышей
Инструкция: выкладываются фигурки перед ребенком и предлагается положить каждую на свое место «Найди каждой фигурки свое место»
Количественная оценка результатов обследования:
4 балла- выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигуры-вкладыша с прорезью (8 вкладышей, 3 балла- выполняет задание на основе зрительного соотнесения фигуры-вкладыша с прорезью, 2 балла-ребенок часто примеривает, не всегда пользуется зрительным соотнесение 1 балл- выполняет задание путем проб и ошибок, 0 баллов-не выполняет задание
2.2 Уровни наблюдательности у детей
После определения методики диагностики наблюдательности в младшей группе, нами были определены уровни развития наблюдательности у детей 3-4 лет.
Высокий уровень – 10-13 баллов
Средний уровень – 6-9 баллов
Низкий уровень – 0-5 баллов.
Полученные результаты мы свели в таблицу 1.
Таблица 1 – Диагностика наблюдательности у воспитанников младшей группы
№ Имя Уровень
1 Вика Высокий
2 Максим Средний
3 Ваня Средний
4 Сережа Средний
5 Игнат Низкий
6 Каролина Средний
7 Лилия Средний
8 Егор Низкий
9 Марк Высокий
10 Ева Высокий
11 Кира Средний
Продолжение таблицы 1
12 Костя Средний
13 Влад Средний
14 Маша Низкий
15 Алиса Низкий
16 Люба Низкий
17 Эмиль Низкий
18 Никита Высокий
19 Миша Средний
20 Ксюша Средний
По результатам исследования видно, что воспитанники группы нуждаются в проведении занятий на развитие наблюдательности, так как из 20 детей в группе у только у 4 этот навык находится на высоком уровне, 10 — на среднем, и у оставшихся 6 — на низком.
2.3 Конспект непрерывной образовательной деятельности «Наблюдение за живым объектом»
НОД во второй младшей группе (дети 3–4 лет) по экологическому воспитанию. Наблюдение за живым объектом «Необычный гость».
«Необычный гость»
Цель: Знакомство с красноухой черепахой, её внешним видом, условиями жизни.
Задачи:
Образовательные
1. Дать детям элементарные знания о жизни черепахи.
2. Формировать элементы экологического сознания,
3. Пополнять и активизировать словарь детей.
4. Учить узнавать и называть части тела животного.
5. Закрепить представления о внешнем виде и особенностях поведения черепахи.
6. Учить детей украшать контур черепахи скатанными салфетками аппликативным способом.
Развивающие
1. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание детей.
2. Учить детей внимательно рассматривать живой объект, отвечать на вопросы воспитателя, отражать в речи полученные представления
3. Развивать умения общаться с животным.
4. Развивать речь, внимание, мышление, память
5. Развивать способности к формообразованию.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей бережное отношение к черепахе, желание заботиться о ней.
2. Воспитывать любознательность, аккуратность, умение сопереживать.
3. Воспитывать положительное отношение к рептилиям.
4. Создать положительный эмоциональный настрой от общения с черепахой.
Материал и оборудование.
Аквариум с живой черепахой, платок, корм для черепах – сушеные креветки. Заготовки черепах, распечатанных на бумаге, разрезанные бумажные салфетки на квадраты, клей, кисточки, блюдца с мокрыми губками, салфетки, большое бутафорское яблоко, угощение для детей.
Предварительная работа: чтение стихов и загадок о пресмыкающихся, рассматривание иллюстраций с изображением черепах, просмотр мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню»
Словарная работа: черепаха, панцирь, хвост, шея,
Ход совместной деятельности:
(Два стола соединены, с трёх сторон стулья для детей, на столе аквариум с живой черепахой, накрытый платком. Дети с воспитателем заходят в группу).
Воспитатель:
Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Надо «Здравствуйте» сказать! (здороваются с гостями)
Ребята, к нам пришёл ещё один гость, но необычный. А кто это, вы сможете узнать, отгадав загадку:
Носит дом с собой всегда,
Не страшна ей с ним беда!
На ней панцирь – не рубашка,
Кто же это?. (черепашка)
Дети отвечают.
Воспитатель (снимает платок с аквариума) : Правильно. Это черепаха. Хотите ее рассмотреть?
Воспитатель достает животное из аквариума.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим это удивительное животное. Эта красноухая черепаха. Называется она так потому, что у неё красные пятна на голове, как ушки. Зовут её Аделина. Посмотрите и потрогайте спинку и животик черепахи. Какие они?
Дети: Твердые, крепкие.
Воспитатель: - Верно. Это костяной и прочный панцирь. Он не случайно такой. Панцирь служит черепахе надежной защитой. Давайте все вместе скажем «ПАНЦИРЬ».
Какой он?
- Твердый, крепкий, жесткий.
Теперь посмотрите на ноги черепахи? Какие они?
- Ноги короткие с длинными коготками.
- Правильно.
Воспитатель: -Теперь рассмотрим голову и хвостик у черепахи. Что можно сказать о них?
Дети: Голова у черепах треугольной формы, похожа на голову змеи, хвостик короткий.
Воспитатель: - Давайте повторим, из чего состоит черепаха. (Панцирь, голова, шея, ноги, хвост)
Воспитатель: У черепах нет зубов. Поэтому они отрывают пищу своими челюстями. Красноухие черепахи питаются не только листьями растений. Наша черепаха очень любит мясо, рыбу, дождевых червей может есть головастиков, специальный сухой корм. Кушать они могут только в воде. Давайте угостим нашу Аделину сухими креветками, а пока она будет есть, мы немного подвигаемся.
Физкультминутка:
Черепашка утром рано (дети закрывают и открывают глаза)
Встала с мягкого дивана. (встают)
Черепашка потянулась, (потягиваются)
Солнцу в небе улыбнулась! (улыбаются)
И надела черепашка (изображают, что одеваются)
Свою в клеточку рубашку. (руками в воздухе рисуют клетку)
И, позавтракав немного, (изображают, что жуют)
Собралась она в дорогу. (изображают, что кладут что – то в сумку)
По тропиночке пошла (шагают на месте)
Медленно и не спеша. (переходят на очень медленный шаг)
То направо повернет, (поворачивают голову направо)
То налево, то вперед. (поворачивают голову налево и в исходное положение)
Ох, нелегок длинный путь! (изображают, что вытирают пот со лба)
Хорошо бы отдохнуть. (садятся на корточки)
Черепашка вдруг зевнула, (зевают)
Безмятежным сном уснула. (руки под голову и закрывают глаза)
И, поспав часок – другой, (в этом же положение изображают храп)
Медленно пришла домой. (открывают глаза, садятся на свои места)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами уже подвигались, поиграли немного, а черепаха все еще ест. Она все делает медленно, поэтому медлительных людей часто сравнивают с черепахами.
Черепахи хорошо видят и слышат. Из воды они выползают погреться на солнышке, вытягивают шею и принимают солнечные ванны.
– Посмотрите, как передвигается черепаха? (она быстро плавает, медленно ходит).
- Из-за того, что черепаха ползает медленно, ее может догнать любой. Поэтому, когда к ней кто-то подходит близко, она втягивает голову, ноги и хвост в панцирь, и достать ее нельзя. Черепаха может и отпугнуть своих врагов – она быстро втягивается в свой домик- панцирь, в нем сжимается воздух, и раздается резкое громкое шипение. Вам понравилась наша гостья, черепашка Аделина?
Воспитатель: - Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы черепаха хорошо себя чувствовала.
(должны сделать для нее жилище, кормить, ухаживать, не обижать, заботиться о ней)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наша черепашка что-то загрустила. Вы не знаете, почему так получилось? Давайте подумаем! Домик (аквариум) у неё есть, мы черепашку накормили. А почему же она грустит? А-а-а, я догадалась, наша Аделина просто заскучала. Она увидела, что вы все вместе, у вас много друзей, а черепашка одна. А как же можно черепашке сделать много друзей?
Дети: - Нарисовать, склеить, сделать из бумаги, слепить из пластилина!
Воспитатель: - Правильно можно сделать черепашек и подарить их нашей Аделине. Давайте присядем за столы, и сделаем друзей для черепахи.
Я приготовила вам картинки черепашек. Но чтобы они стали ещё красивей, надо сделать им панцирь. А панцирь мы будем делать из шариков, сделанных из салфеток. У вас есть салфетки, разрезанные на небольшие квадраты, возьмите один листочек, положите его в центр ладони. Пальцы другой руки намочите о губку, теперь мокрым указательным пальцем скатываем шарик из салфетки по кругу. Получилось? Чтобы получилась красивая черепаха, нам надо много таких шариков (катать на двух руках).
(Дети приступают к работе под тихую мелодичную музыку из передачи «В мире животных». Помочь тем детям, у которых что-то не получается.) Затем возьмите кисточки, смажьте клеем всю поверхность панциря и приклейте шарики из салфеток.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые черепашки у нас получились. Я свою черепашку подарю нашей красноухой черепахе Аделине, может она повеселеет! А вы подарите?
Дети дарят черепахе свои работы.
Воспитатель: Посмотрите, черепашка уже улыбается, ей очень понравились новые друзья, и она вас благодарит за то, что вы оказались добрыми детьми, которые никогда не обидят животных и всегда позаботятся о них в трудную минуту. В благодарность Аделина дарит вам вот это яблоко. Но оно с секретом.
(Воспитатель открывает бутафорское яблоко, а там настоящие яблоки. Дети благодорят черепаху). А мы с вами прощаемся с черепашкой Аделиной, говорим ей до свиданья, приходи к нам ещё.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Мероприятия по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников посредством наблюдений за живой и неживой природой имеет свою эффективность: благодаря наблюдению, можно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.
Наблюдение - один из методов непосредственного восприятия. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. Наблюдения играют важную роль в экологическом образовании дошкольников.