Лучший педагог года

Характеристика актуального психологического опыта, форм его обобщения и распространения (1 фото)

Жанна Агафонова
Характеристика актуального психологического опыта, форм его обобщения и распространения
▼ Скачать + Заказать документы

Моя деятельность в ДОУ связана с оказанием психологической помощи в развитии личности, семье, в разрешении проблем, связанных с сохранением психического здоровья детей, дезадаптацией их в социальной среде, и др. Разнообразие проблем, с которыми я сталкиваюсь в своей деятельности требует использования разнообразных методов и приемов работы. Метод арт-терапии, на мой взгляд, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми дошкольного возраста. Вот почему темой моего опыта стало : «Развитие творческих способностей и гармонизация эмоционального состояния детей дошкольного возраста средствами и методами арттерапии»

Публикация «Характеристика актуального психологического опыта, форм его обобщения и распространения» размещена в разделах

Актуальность опыта.

На сегодняшний день актуальность проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников выходит на первый план. Сегодня жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

В период дошкольного детства ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Моя задача заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Работа над этими проблемами способствует поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, являются арт-терапевтические технологии. Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психологами и педагогами.

Арт - терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт - терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Использование арт-терапии основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества. Рисуя, ребенок получает возможность не только снять возбудимость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Возможность обновления содержания процесса обучения изобразительному творчеству представляет феномен педагогической арт-терапии, научные основы которого разработаны Л. А. Аметовой, М. Н. Зелениной, Л. Д. Лебедевой.

Кроме того, одной, из наиболее значимых характеристик арт-терапевтического взаимодействия участников является опыт позитивной совместной деятельности, развитие коммуникативной активности, актуализации ролей «зритель - художник», придание ценности детским переживаниям. Формирование взаимоотношений в процессе совместной художественной деятельности глубоко изучено Т. Г. Казаковой, Н. П. Сакулиной, Л. М. Таджибаевой и др. Психотерапевтическим воздействием сотворчества на эмоциональное, а также нравственное развитие личности занимались А. И. Аржанова, И. П. Воропаева, В. Г. Нечаева, Р. В. Овчарова, Н. Э. Фаас. Методы арт-терапии обладают возможностями мягкой гуманной поддержки личности ребенка, развивают его способности к самопознанию это подтверждают Дж. Аллан, М. Бурно, Л. Д. Лебедева, В. Ловенфельд, Е. Г. Макарова.

Актуальность в использовании арт-терапии в ДОУ заключается, в частности, в изобразительной деятельности, в рамках учебно -воспитательного процесса дошкольного учреждения, с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний и развития творческих способностей у детей - дошкольников.

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка, наполненной богатой игрой, фантазией и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, поэтому методы арт-терапии позволяют ребёнку выразить своё состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своём творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми. На мой взгляд, проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее эффективны, так как у ребёнка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

В связи с этим целью опыта является : исследовать и использовать арт-терапию как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей –дошкольников и развитие их творческих способностей.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Выявить специфику использования методов арт - терапии, в качестве средства коррекции эмоционального состояния детей и развития их творческих способностей. Запланировать работу с педагогами по включению арт – терапевтических техник в систему образовательной деятельности в ДОУ.

3. Исследовать влияние метода арт - терапии на уровень эмоционального состояния детей и развития их творческих способностей.

В ходе моей работы, в соответствии с поставленными задачами, были реализованы следующие этапы внедрения опыта :

Вид работы

1 Этап Изучение психолого-педагогической литературы по теме «Развитие творческих способностей и гармонизация эмоционального состояния детей дошкольного возраста средствами и методами арттерапии», формулирование и определение цели, объекта, предмета, задач.

2 Этап Разработка и систематизация практического материала, определение содержания коррекционно-развивающих технологий, выбор методов арт - терапии. Адаптирование технологий арт- терапии в образовательной деятельности педагогов ДОУ.

3 Этап Апробация разработанного содержания.

4 Этап Обобщение психолого-педагогического опыта.

На первом этапе изучая теоретический материал Выгодского Л. С, Джона Аллана, Зинкевич – Евстигнеевой Т., А. И. Копытина и др., я пришла к следующим выводам:

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

На втором этапе, разрабатывая и систематизируя практический материал, определяя содержания коррекционно-развивающих технологий я основывалась на том, чтобы предоставить ребенку максимальную степень свободы. Он становится «ведущим» арт - терапевтического процесса, выражая себя в том стиле и тех формах, которые соответствуют его состоянию и потребностям.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Ребенок приобретает чувственный опыт, развивается ощущение и восприятие. Через манипуляцию с предметами практические действия интериоризируются, переносятся во внутренний план. Посредством рисования, конструирования, лепки, аппликации, ребенок производит продукт, отображая в нем впечатления и жизненный опыт. Особое значение арт-технологий для развития дошкольника и младшего школьника заключается в том, что они позволяют прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. Для эффективного развития высших психических процессов очень важно развитие сенсорно-перцептивной сферы, моторики. Для решения этой задачи я использую такие технологии, как: лепка из глины, соленого теста, пластилина; рисование «Волшебными красками»; «каракули»; игры с пальчиковыми куклами, изготовление таких кукол; составление мозаик; аппликация и др. …

В дошкольном возрасте формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка, когда усваивается «язык» чувств. Изобразительные материалы являются лучшими помощниками для выражения своего эмоционального состояния и для обогащения эмоционального мира ребенка. Здесь я использую следующие технологии: «Монотипия», «Волшебные краски», «Парное рисование», «Рисование истории», «Рисование фигуры» и др. Важно еще и то, что на занятиях с элементами Арт-терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может порвать непонравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины, пачкаться изобразительными материалами, полностью закрасить свою работу и создать на ее месте новую и др. Это хороший способ снижения эмоционального напряжения. Важной особенностью этого возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленных на достижение успеха.

При проведении индивидуальной или групповой форм коррекционно-развивающей работы я подчеркиваю успешность каждого ребенка, делаю выставки работ, обсуждаю с каждым ребенком особенности его индивидуального видения мира и т. д. Так формируется мотивация достижения успеха, которая так необходима для успешности в дальнейшей жизни. В развитии Я-концепции появляется сложная и достаточно устойчивая система самовосприятия ребенка: осознание особенностей своего тела, своих физических возможностей, идентификация себя с определенным полом, восприятие себя как члена определенной социальной группы. Для этих целей я использую арт-техники : «Рисование фигуры», «Маски», «Грани моего Я», работа с соленым тестом и др. Так как ведущими факторами развития детей в этом возрасте являются игра и общение со взрослыми и сверстниками, я использую эти технологии, как бы «упаковывая» их в игровой контекст.

При индивидуальной работе, используя изобразительные и другие материалы я придумываю интересные игры, в рамках которых ребенку предлагается создать «Каракули», «Монотипию» или действующих лиц: кукол из соленого теста. При включении арт-технологий в коррекционно-развивающие программы обязательно учитываю задачи, которые решает выбранная технология, наличие необходимых материалов (их должно быть достаточное и количество, время необходимое для ее проведения.

В систему организации образовательной деятельности включаю следующие технологии:

Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами.

Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребёнок лучше познаёт окружающий мир.

Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка.

Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т. д.

Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать.

Сказкотерапия, во время которой ребенку прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках.

Изотерапия.

Методы и техники изотерапии, которые я использую среди распространенных упражнений такие :

• •Предметно-тематические задания – когда я даю задание нарисовать рисунок на определенную тему – «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту», «Рисунок семьи» и т. д.

• Образно-символические задания – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

«Волшебные пятна» — это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у обучаемых с конкретным предметом.

«Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.

«Рисование пальцами» - подходит для малышей даже до одного года.

Так же я использую нетрадиционные методы рисования:

Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.

• Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.

• Кляксография – на листке, с одной стороны, наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.

• Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать их более гармоничными.

• Рисование продуктами, крупами, цветным песком, листьями и другими подручными материалами.

• Техника каракулей развивает внимательность и повышает самооценку у ребенка.

Песочная терапия.

Планируя образовательную деятельность на основе использования Песочная терапия. Опираюсь на программы: «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-волевой, коммуникативной и познавательной сферы средствами песочной терапии» автор М. А. Федосеева; «Песочный дворик» Э. Э. Большебратская; «Волшебный песок» Эмиргамзаева А. Л. Все они объединены единой целью: не менять ребенка, не обучать его каким-либо специальным поведенческим навыкам, а дать возможность быть собой, научиться слушать и принимать себя таким, какой он есть, самостоятельно находить выходы из сложных ситуаций. Вот некоторые игры и упражнения, которые я использую в совместной образовательной деятельности их, можно рекомендовать использовать и в работе с педагогами ДОУ:

1. Игра «Волшебные отпечатки» : оставить отпечатки своих рук на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т. п.

2. Упражнение «Найди ручки» : закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.

3. Упражнение «Радуга» : Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг-радугу, а потом добавить солнце.

4. Игра «Волшебное превращение» Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.

Сказкотерапия

Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе. В своей практике я использую метод сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт нам, психологам, возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Я использую несколько вариантов работы над сказкой:

1. Рассказывание сказки. Очень часто я в своей работе использую, не просто пересказ, а с каким–то заданием, например: придумать другую концовку, или ввести нового персонажа в сказку, или придумать свою. Дети охотно отзываются на это предложение, включая всю свою фантазию.

2. Рисование сказки. Постое иллюстрирование сказок не всем деткам интересна, тем более не все хорошо владеют техникой рисования, но если ребятам предложить нарисовать героев сказки или иллюстрацию к ней, а остальные должны угадать, что это, то у многих появляется интерес к данному занятию.

3. Сказкотерапевтическая диагностика. С помощью сказки можно разговорить даже самого застенчивого ребенка, а если к этому добавить еще и пескотерапию, то успех в работе гарантирован.

В последнее время все чаще я привлекаю к коррекционно развивающим занятиям родителей. При организации индивидуальных занятий ребенок рассматривается мною, как источник своей проблемы и задачей будет ее решение. Ребенок же является членом семьи и часто его проблема – это проблема семьи. Значит, мне необходимо привлекать к коррекционной работе и семью. Б. Икер отмечает, что «семейная игровая психотерапия дает родителю возможность наблюдать ребенка в процессе символической игры и тем самым понять то, как он относиться к ситуации в семье и к самому родителю».

Многие арт-терапевтические технологии я использую на родительских собраниях, например, арт-технология «Наши маски», которая хорошо иллюстрирует детско-родительские взаимоотношения. Такое собрание не только долго помниться, но и действует на родителей более эффективно, чем любая лекция.

Наряду с этим ведется работа в родительском клубе «Секреты родительского мастерства» с родителями детей старшего дошкольного возраста. Где также проводятся совместные занятия с детьми и использованы методы арт-терапии. При организации работы с родителями обязательно нужно помнить, что предложение участия в коррекционно-развивающем процессе должно заинтересовать взрослых, быть доступным для исполнения и понимания, должно быть результативным по отношению к каждому из них. По моему мнению, арт-технологии отвечают этим требованиям как нельзя лучше.

В педагогическом процессе можно также широко применять арт-терапию. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов и пр. Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом.

Многие педагоги считают, что арт-терапия — это прерогатива работы исключительно психологов. Однако, порой, даже и не подозревают, что очень часто используют элементы арт-терапии в своей каждодневной работе. В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию и воспитателям. Сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта. Чтобы повысить компетентность педагогов ДОУ в данном вопросе я выступаю на педагогических часах с темами «Использования арт - терапевтических техник в образовательной деятельности в ДОУ».

Для успешной работы по выбранной теме, мною была разработана программа «Внутри сказки». Она направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности, на развитие креативности и раскрытие интеллектуально – творческого потенциала, развитие творческого воображения.

Программу «Внутри сказки» я использую в своей работе с 2016 года. В ней основным методом в работе с детьми я взяла сказкотерапию. За основу в разработке я взяла книгу Надежды Погосовой-Огненко «Цветовая сказкотерапия». Методика основана на использовании богатой коллекции цветных предметов, бережно собранных мною в отдельных коробочках – красной, синей, оранжевой, голубой… Каждая из них наполнена особым содержанием и несёт свой неповторимый смысл. Помощью этих коробочек ребенок имеет возможность сочинить свою неповторимую цветовую сказку.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Характеристика актуального психологического опыта, форм его обобщения и распространения
Публикации по теме:

2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Фотоотчет о мероприятии для детей школьного возраста2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Фотоотчет о мероприятии для детей школьного возраста 2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. В целях привлечения международного внимания к проблеме аутизма, затрагивающего.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Фотоотчет о проведении акции «Передай ладошку другу» к Всемирному Дню распространения информации об аутизме на МAAMФотоотчет о проведении акции «Передай ладошку другу» к Всемирному Дню распространения информации об аутизме на МAAM Добрый день, уважаемые коллеги! 2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашем детском саду ежегодно проводятся.

Фотоотчет о проведении акции «Зажги синим» к Всемирному Дню распространения информации об аутизмеФотоотчет о проведении акции «Зажги синим» к Всемирному Дню распространения информации об аутизме 2 апреля - Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашем детском саду в этом году впервые проходила акция «Зажги синим»,.

Фотоотчет об акции «Синий цветочек». Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма»Фотоотчет об акции «Синий цветочек». Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма» Ежегодно, начиная с 2008 года, 2 апреля отмечается как Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, установленный Генеральной.

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Организация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавирусаОрганизация воспитательно-образовательного процесса в младшей группе в период распространения коронавируса В напряжённый для всех организаций период, присмотр и уход за детьми в младшей группе осуществляется в соответствии с режимом дня младших.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Характеристика актуального психологического опыта, форм его обобщения и распространения
Опубликовано: 29 марта 2022 в 10:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Характеристика актуального психологического опыта, форм его обобщения и распространения» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Агафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД