Ольга Скоробогатова
Групповое логопедическое занятие с детьми с НР при ЗПР «Волшебный снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать и расширять семантическое поле слова «снег»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать в речи прилагательные, глаголы;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- закреплять умение составлять сложные предложения со значением противопоставления.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание и восприятие;
- развивать речевой слух и фонематическое восприятие;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательность, самостоятельность;
Публикация «Групповое логопедическое занятие с детьми с НР при ЗПР „Волшебный снег“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- воспитывать любовь к природе и окружающему миру.
Оборудование: листочки календаря, снежинки (разрезанные, слайдовая презентация, снег, микроскоп, предметные картинки, карточки для нейродинамики, колбы с водой, ватные диски, снежинка из проволоки, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Если вьюга кружит, злится,
Всюду белый снег кружится,
В снежных шапках все дома,
Это к нам пришла … зима.
- Давай вспомним зимние месяцы?
(листочки календаря на доске прикрепляем на доску)
- Ребята, сегодня, утром, когда шла в школу, увидела дерево окутанное снегом. Снег искрился, блестел, и мне казалось, что я попала в зимнюю сказку. (Слайд 1)
- Я вспомнила очень интересную скороговорку. Послушайте её внимательно.
«Лес в снегу и сад в снегу, а по снегу я иду».
Попробуйте повторить. (произносят дети)
- Повторим теперь все вместе. (произносят дети вместе)
• Упражнение «Говорящие руки»
(эмоционально-психологическое сближение участников)
- В снежную сказку приглашаю я и вас. Но нам нужно обязательно работать дружно, поддерживать друг друга.
- Давайте посмотрим, как это у нас получится. Повернитесь друг к другу.
(Логопед дает команды, которые участники выполняют в парах)
- Вам нужно:
Помириться руками.
Попрощаться руками.
Побороться руками.
Выразить поддержку с помощью рук.
Пожелать удачи.
2. Актуализация словарного запаса по теме.
- Посмотрите на зиму. Чего много зимой? (Снега)
- Зима какая? (снежная, красивая, сказочная, холодная, блестящая)
- Как вы думаете, во всех странах бывает зима?
- Да, во всех, только проходит она разная. Разная по температуре воздуха, наличии снега. Но в какой бы стране ни выпал снег, рождается он высоко в облаках.
3. Объявление темы занятия
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег).
(Логопед держала в руках и, «случайно», рассыпала разрезанные на части снежинки. Воспитательный момент. Дети помогают поднять).
- Ребята, помогите собрать части в целые изображения.
- Что у вас получилось? (снежинки)
- Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
(о снеге, о снежинках)
- Мы не просто поговорим о снеге. Сегодня мы узнаем, как получается снег.
4. Работа по теме занятия
• Игра: «Какой снег?» (подбор слов признаков)
- Потрогайте его. Какой он? (холодный, мокрый, белый)
- Понюхайте его. Как вам кажется, чем он пахнет? (морозом, холодом, свежестью)
- Давайте посмотрим на него в микроскоп.
(Рассматриваем снег под микроскопом)
- Какой снег при рассматривании в микроскоп?
• Загадывание загадки о снежинке (Развитие слухоречевой память)
Белая звездочка с неба упала,
мне на ладошку легла и пропала. (снежинка) Слайд 2
- Посмотрите на снежинки, какие они? (красивые, ажурные, хрупкие)
- Попробуем создать снежинку самостоятельно.
Эксперимент: пять надломленных пополам спичек, в центр капаем водой – «распускается» снежинка.
• Фонопедическое упражнение «Снежинки» (все в кругу)
Снежинки жили в большой снеговой туче. Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок (покачиваемся и пропеваем звук –а-). Налетел ветер и стал качать тучу по небу (покачиваемся быстрее и пропеваем звук –у-).Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. (пропеваем звуки –а-, -о-, -у- с движением руки)
• Нейродинамическое упражнение
Поможем снежинкам долететь до земли. Проведи дорожку снежинки от облака до земли двумя руками. Старайся не отрывать карандаш от листа. (карточки с дорожками для снежинок)
• Игра «Рассмотри и назови картинку» (образование однокоренных слов)
- Какая странная снежинка к нам прилетела. Какая она грустная.
Покажите, какая она грустная. (дети показывают мимикой лица)
- Она грустная, потому что лучиков у нее мало, а ведь снежинка должна быть лучистая, узорная. Мы можем ей помочь! Но чтобы появились лучики, нужно вспомнить снежное слово, в котором снег прячется. Первый лучик у нас есть. Это слово «снежинка». Давайте продолжим.
Комок из снега – снежок;
Девочка из снега – Снегурочка;
Человек из снега – снеговик;
Зимующая птица – снегирь;
Цветок, появляющийся первым из-под снега – подснежник;
Когда идет сильный снег, снег падает - это называем – снегопад.
(прикрепляем лучи с картинками на доску)
- Откуда же появляются снежинки? Мы пока так и не узнали. (видео)
Когда приходят холода, то крошечные водяные капельки, из которых состоит облако, прилепляются к частицам пыли и замерзают. Так получаются кристаллы льда – снежинки. Сначала они настолько малы, что их невозможно увидеть невооруженным глазом. Но даже такие крошечные снежинки все равно становятся тяжелыми и уже не могут дальше лететь по небу на облаке. Поэтому они начинают свое путешествие вниз, к земле. В воздухе к ним прилипают новые и новые кристаллы, и снежинки растут. Когда бывшая капелька долетает до земли, она уже становится пушистой красавицей.
5. Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок. Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.
Он превратится в снежный ком, “Рисуют” руками большой круг.
И станет ком снеговиком. “Рисуют” снеговика из трех комков.
Его улыбка так светла! Широко улыбаются.
Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза. Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, руку вверх с «раскрытыми» пальцами.
6. Работа по теме занятия
-Когда выпадает снег, зимующие птички тоже радуются волшебным мгновениям зимы. Последи глазками за одной из таких птичек.
Учитель-логопед включает видео.
- Как называется эта птичка?
- А ты знаешь, где появляются самые красивые снежинки? Они появляются рядом с водоемами и в лесу. Влага с озер и рек нужна снегу как строительный материал.
Эксперимент: Представим, что вата – это снег. Рассматриваем две ватки. Одна из них лежала просто на столе, второй была закрыта колба с водой (водоем). Потрогайте, первая ватка осталась сухая, вторая - влажная.
- В ветреную погоду на открытом пространстве интересных снежинок увидеть не получится. Знаете почему? Потому что большие снежинки сталкиваются друг с другом и ломаются.
( воспитательный момент: если дети буду постоянно бегать, сталкиваться друг с другом, то и выглядеть будут соответственно, переломают себе руки и ноги)
- Снежинки не просто падают на землю, под воздействием ветра они крутятся в разных направлениях. Возьмите простые карандаши и постарайтесь по точкам повторить танец снежинок. (детям выдаются карточки с точками)
• Упражнение «Зима – лето» (развитие слухового и зрительного внимания)
- Чем отличается зима от лета, сможете определить? Возле символов «цветок» - лето, «снежинка» - зима разложить картинки по временам года: снегирь – ласточка, шапка – панамка, свитер – сарафан, мяч –санки, валенки – босоножки.
• Игра «Что бывает зимой?» (со снежком)
(составление сложных предложений со значением противопоставления)
Осенью бывает листопад, а зимой … (снегопад)
Летом бывает дождь, а зимой… (снег)
Летом лепят фигурки из песка, а зимой … (из снега).
Летом жарко, а зимой … (холодно)
Летом катаются на роликах, а зимой … (на коньках)
Летом катаются на велосипедах, а зимой … (на санках)
7. Итог занятия
- Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? (о снеге) Где рождается снег? (в облаках)
Где можно увидеть самые красивые снежинки? (в лесу и у воды).
Почему в ветреную погоду не увидеть красивых снежинок? (потому что они ломаются).
8. Рефлексия
- Что тебе понравилось делать на занятии больше всего? Какое задание оказалось самым сложным?
Позитивное оценивание педагогом каждого из детей.