Ольга Наумова
Графические диктанты для развития графомоторных навыков и ориентации в пространстве у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с общим недоразвитием речи, особенно отягощенном дизартрией, очень часто страдает ориентировка в пространстве и на листе бумаги. Сначала это выражается в перепутанной обуви, затем в сложности определения лево-право и, наконец, может привести к ошибкам в написании букв "отзеркаливании" и оптической дислексии.
Как помочь ребенку? Прежде всего учить ориентироваться в пространстве комнаты и собственном теле. С помощью игр запоминать где лево, где право; что за, что перед; что вверху, что внизу. Затем переходить в ориентировке на листе бумаги. Прекрасный средством для ее развития являются графические диктанты.
Публикация «Графические диктанты для развития графомоторных навыков и ориентации в пространстве у детей с ОНР» размещена в разделах
- Графические диктанты
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у ребенка не только пространственного воображения, но и мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет.
Как работать с графическими диктантами :
Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз, ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.
Во время занятий очень важен настрой ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь и вновь хотелось рисовать по клеткам.
Ваша задача – помочь ребенку в игровой форме овладеть необходимыми для хорошей учебы навыками. Поэтому никогда не ругайте его. Если у него что-то не получается, просто объясните, как надо делать правильно. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет, 15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего пальцев. Если ребенок плохо считает, помогайте ему отсчитывать клетки в тетради.
Перед каждым занятием обязательно поговорите с ребенком о том, что есть разные направления и стороны. Закрепите с ним, где право, где лево, где верх, где низ. Помогите ему сориентироваться на листе бумаги.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность.