Елена Лукина
Готовность к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.
Речевая готовность ребенка к школе
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок
должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
2. Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме и т. д.
5. Сформированность грамматического строя речи: правильно строить простые предложения, распространять предложения второстепенными и однородными членами; самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:
• мотивационной готовности
(наличие у детей стремления, желания учится)
• интеллектуальной готовности
(развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)
• волевой готовности
(развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам,
• социально-психологической готовности
(или готовности в сфере общения (формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе).
• Мотивационная готовность.
Важно, чтобы дошкольник хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удовольствие и радость от учебы, важно сформировать у него правильное отношение к школе, новому социальному статусу.
• Интеллектуальная готовность
Дошкольник обычно с удовольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать. Но важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно и воспринимать, и запоминать новый материал. Следовательно, для того чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы: память, внимание, слух, пространственная ориентация, мышление и мелкая моторика.
• Волевая готовность
Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
• Готовность в сфере общения
Социально - психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает умение согласовывать действия с другими, осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности. Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий педагогов ДОУ и родителей.