Наталья Тишкина
Готовность к школе как итог и результат дошкольного периода развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Что представляет собой психолого – педагогическая готовность к школе?
Готовность к школе – это ключевой момент преемственности работы ДОУ, семьи, школы и других учреждений. С современных позиций готовность к школе рассматривается как комплексное понятие и включает в себя два блока.
Публикация «Готовность к школе как итог и результат дошкольного периода развития ребенка» размещена в разделах
Термин психологическая готовность к школе возник в 80-е годы для опреде-ления готовности учиться шестилеток. Это и есть совокупность нижерассмотрен-ных трёх компонентов т. е. общая готовность
1. Физическая готовность – это определенный уровень морфофункцио-нального развития организма ребенка и отдельных его систем, позволяющих вы-держать школьные нагрузки. Это в целом здоровье ребенка.
Работают: воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.
Диагностируют медики.
2. Познавательно – речевая готовность – это определенный уровень разви-тия познавательной активности мышления, речи, кругозора, позволяющий полу-чить информацию о мире, её перерабатывать и обсуждать со сверстниками и взрослыми.
Работают: детский сад в целом, семья.
Диагностирует: воспитатель, учитель.
Диагностирование детей школой до зачисления их в школу и с целью приня-тия решения о зачислении в школу не допускается!
3. Социально – личностная готовность – включает в себя : во-первых, сформированность умения управлять своим поведением (произвольность поведе-ния, во-вторых, желание учиться и, в-третьих, готовность к принятию новой со-циальной роли школьника и к изменению роли взрослого. Взрослый много знает, с ним интересно, у него многому можно научиться.
Что влияет на социально-личностную готовность? Деятельность семьи, вос-питателей, школьные учителя.
В принципе, это зрелость центральной нервной системы. Единство биологи-ческого и социального начала. Различие мотиваций (желаний) учиться. Есть мо-тивы социальные, положительно окрашенные (знают, что в школе надо учиться).
Работают: детский сад, семья, психологи, школа
Диагностируют: воспитатели (в помощь - психологи, учителя.
Специальная готовность к школе включает в себя два компонента.
4. Сформированность предпосылок учебной деятельности
- развитие общеинтеллектуальных умений (т. е. умений получать и перераба-тывать информацию);
- общедеятельностные умения (т. е. умения следовать поставленной цели, планировать свою деятельность и оценивать результаты);
- сформированность школьнозначимых психических и психофизиологиче-ских функций (зрительное восприятие и память, слуховое восприятие и память, пространственная ориентация, тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, координация в системах глаз – рука, ухо – рука, глаз – ухо – рука).
Любая деятельность (разная по продолжительности и характеру) имеет не-сколько этапов:
1. Мотивационно – целевой этап.
2. Операционально – исполнительный этап. Этап планирования деятельно-сти; умение планировать деятельность во времени; контролировать дея-тельность на каждом его этапе.
3. Оценочно – итоговый этап, выводы. Умение перепроверить свою работу. Оценка взрослым работы ребенка должна быть позитивной в целом, но обязательно с указанием ошибок.
Формируют: воспитатели, логопеды, учителя.
Оценивают и диагностирую – никто.
5. Готовность к усвоению русского языка и математики как основных учебных предметов в начальной школе – это владение детьми некоторыми знаниями и умениями, которые позволят успешно овладеть в школе такими типично школьными умениями как чтение, письмо, счет, тем более решать задачи и уравнения.
- понятие математического ряда, начало и направление ряда, ориентировка в пространстве;
- чтение как технический навык – это входит в работу, но является не само-целью, а средством.
Диагностирует – учитель.