Кутумова Лидия Ивановна
Готовность детей к школе в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
"Готовность детей к школе в условиях ФГОС"
Кутумова Л. И. - воспитатель дошкольной группы
МОУ Калиновская СШ.
ФГОС начального общего образования (далее Стандарт) - документ, который содержит требования для успешной реализации основных образовательных программ. Сегодня образование нацелено на высокое качество обучения ваших детей, ориентировано на их саморазвитие. Цель Стандарта – развитие потенциала личности, формирование ключевых компетенций (компетенция – это совокупность определенных знаний, умений, навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы, среди которых лидирует – «умение учиться».
Публикация «Готовность детей к школе в условиях ФГОС» размещена в разделах
Дети, которые пойдут в 1 класс в новом учебном году не почувствуют никаких революционных изменений.
Во- первых, в основе Стандарта второго поколения лежит системно - деятельностный подход к организации обучения детей. Системный подход к образовательной деятельности был всегда, т. е. все науки изучались в комплексе. Системно – деятельностный, безусловно меняет характер деятельности и детей, и учителя на уроке. Знания уже не даются в готовом виде, а добываются в процессе совместной работы учителя и детей.
Во – вторых, Стандарт представлен как общественный договор, т. е. указаны согласованные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом, государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.
В третьих,. В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования: к результатам, к структуре образовательной программы, к условиям реализации программы. Новизна Стандарта в том и заключается, что все эти требования теперь описаны в одном документе. И теперь задача системы образования – делать всё возможное для достижения обозначенных результатов, а именно: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.
Начало обучения в школе - критический период в жизни детей. Сложен переход из детского сада в школу. Он приводит к возникновению эмоционально- стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша образ жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, появляются новые обязанности, существенно ограничивается двигательная активность, значительно повышается уровень тревожности и т. д.
Все дети проходят период адаптации. Они переживают его по-разному. Одни шумны, непоседливы, драчливы, им трудно выдержать школьный режим. Другие, наоборот, зажаты, скованы, излишне робки, застенчивы, стараются держаться незаметно. Но и те и другие испытывают большую нагрузку, связанную с перестройкой социального статуса, а, следовательно, всего уклада жизни.
Первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к приобретению своего места в жизни закладывается уже с первых лет. В этот период нет мелочей: все сложно, ранимо, глубоко, фундаментально. Идет закладка тех блоков, которые лежат в основе формирования личности ребенка.
Период адаптации к школе может длиться от двух- трех недель до полугода. Большинство детей достаточно быстро проходят адаптационный период, но для некоторых он затягивается. Этим детям трудно учится, но даже если успеваемость хорошая, они часто болеют, капризничают, плачут. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера его взаимоотношений с окружающими, степени подготовленности ребенка к школьной жизни. Важным фактором является поддержка родственников.
Ребенок может быть не готов к выполнению школьных требований, и возникают трудности:
-1. Неусвоение детьми учебного материала. В результате с 1 класса возникают пробелы в знаниях, и вряд ли потом можно ожидать от них успешной учебы.
-2. Это расторможенность, неусидчивость детей. Такой ребенок мешает учителю вести урок, отвлекает других, вносит нервозность в атмосферу урока.
-3. Потребность детей в особом внимании со стороны учителя. Как правило это дети которые привыкли дома быть в центре внимания, для которых нормой является первоочередное исполнение их просьб, пожеланий.
Для того, чтобы избежать этих проблем, ребенок должен быть к школе и физически и психологически. Физическая готовность определяется уровнем общего физического развития ребенка и состоянием его здоровья. И то, что 70%детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья и 20% негрубые нарушения психического здоровья определило, что именно четырехлетняя начальная школа обеспечивает благоприятную адаптацию ребенка к школе., позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребенка, учесть возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого школьника.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем ещё не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба- это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Если вы задаетесь вопросом - нужна ли специальная подготовка, нужно ли учить считать, писать, читать, то ответ не однозначен. Не нужно тормозить естественную любознательность ребенка, полагая, что его всему научат в школе. Если располагаете временем, готовы в игровой форме учить его счету, звукам, начертаниям и при этом все получают удовольствие, то это только облегчит школьную жизнь ребенка. В противном случае кроме негативной реакции к школе, к учению ничего не привьёте.
Всегда рекомендую родителям печатные тетради для подготовки детей к школе по математике, письму, счету, чтению и, конечно, для общего развития. Их большое количество во всех книжных магазинах.