Наталья Дворецкая
Особенности формирования основ экономических знаний старших дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое образование является относительно новым направлением в дошкольной педагогике, актуальным и востребованным в настоящее время.
Экономическое образование детей дошкольного возраста представляет собой неотъемлемую часть дошкольного образования и является педагогически организованным целенаправленным процессом, направленным на развитие экономического сознания старшего дошкольника и формированию у него ценностного отношения к материальному предметному миру [5].
Е. Н. Кузнецова под экономическим образованием в дошкольной образовательной организации понимает результат экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Данный результат, подчеркивает автор, нацелен на воспитание экономического отношения обучающегося к материальным и духовным ценностям с учетом принципа ценностных ориентаций [3].
Необходимость экономического образования старших дошкольников обусловлена спецификой детского восприятия фактов и событий окружающего предметного материального мира, установкой контакта и связей среди них, приобретением умений, знаний, способностей экономической направленности, правильного формирования экономической мысли.
В своем исследовании Л. Н. Галкина раскрывает процесс становления базовых экономических представлений у детей 5-7,5 лет. Автор отмечает, что экономическое образование подразумевает выбор педагогом методов работы по организации образовательной деятельности экономической направленности в старшей и подготовительной возрастных группах детского сада [2].
Эффективность экономического образования во многом определяется тем, какие нравственные основы заложены в личности ребенка старшего дошкольного возраста, т. е. системой экономического воспитания, организованной в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, у старшего дошкольника формируются нравственные качества, трудолюбие, бережливость, деловитость, что находит выражение в действиях и поведении обучающегося.
Н. А. Струнилина отмечает, что экономические процессы общественной жизни и старший дошкольник только на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Старший дошкольник активно вовлекается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессе покупки и продажи, тем самым осваивая экономическую информацию на повседневном уровне [5].
Семья – важный социальный институт в экономическом воспитании ребенка старшего дошкольного возраста. В условиях семейного воспитания старший дошкольник впервые знакомится с такими понятиями, как «цена труда», «доходы», «расходы», «материальное благо», «бедность», «богатство».
Цель экономического воспитания старших дошкольников в условиях семейного и дошкольного воспитания заключается в раскрытии ребенку возможностей окружающего его объективного мира духовных и материальных ценностей, которые составляют основу для становления общечеловеческой культуры, а также в том, чтобы в процессе познавательной деятельности научить ребенка соответствующим формам поведения в различных жизненных ситуациях.