Марианна Валерьевна Проскурня
Консультация для педагогов «Готовим руку к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге путём начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связано с тем, что при выполнении мелких движений ребёнок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развито ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки самообслуживаний (например, долго застёгивают пуговицы, не умеют завязывать шнурки). Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела.
Публикация «Консультация для педагогов „Готовим руку к письму“» размещена в разделах
- Готовим руку к письму. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Формирование навыка письма – длительный и сложный процесс; он сложен и по самому акту, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе, процесс, который не всем детям даётся легко.
Чтобы ребёнок мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи; сохранять их порядок; усвоить написание букв; выработать твёрдые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения, переходя от одного знака к другому.
Одним из составляющих компонентов письма является подготовленная рука ребёнка. Рука ребёнка физиологически несовершенна. У 6-7 летних детей слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому так часто звучат при длительном рисовании, особенно штриховки, жалобы: «болит рука», «рука устала». Так же трудно будет первое время при письме. Письмо очень сложный и трудный процесс не только потому, что не закончено формирование и развитие мышц и костей кисти и пальцев, но и потому, что несовершенна ещё нервная регуляция движений. Как и весь организм, рука находится в стадии непрерывного развития. Наблюдения за детьми показывают, что им труден захват карандаша (умение правильно держать его тремя пальцами – щепотью). Карандаш, ручка, мелок и пр. являются посредниками между рукой ребёнка и бумагой, доской. При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребёнку бывает трудно правильно управлять посредниками. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является её своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и пр., что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в будущем – и письма.
При этом особенно заметен несоответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся состояние напряжения мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломаных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Подготовку к последующему обучению письму необходимо начинать с развития силы руки, её ловкости, с формирования умения правильно удерживать орудие письма и последовательно менять тонус мускулатуры руки.
Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Большой палец расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно краю стола. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5-2,5 см. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги сомкнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Виды и причины неправильного навыка письма.
- Неправильное положение пальцев: ребёнок держит пишущий предмет, собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце;
- Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
- Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик руки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др. ;
- Неправильное движение руки: кисть жёстко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др. ;
- Слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
- Неправильное положение тела: ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др. ;
Если у ребёнка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку ручкой или фломастером, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребёнок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, высоко, то можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или подниматься).
Для развития ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе (на обычной спортивной площадке, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. Способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.
Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук, упражнения с карандашом, игровые упражнения типа «Посолим суп» и т. д.
Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает напряжение (для удержания орудия письма в руке) и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность тонуса рук и должна быть при правильном письме.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
- Надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основании большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить;
- Растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;
- Растирать ладони движениями вверх-вниз;
- Разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперёк;
- Делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
- Надавливать незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо-влево;
- Разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочерёдно их растирать;
- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев другой руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука;
- Пиление ладони (продольное и поперечное) ребром ладони противоположной руки;
- Прокатывание шарика по дорожкам разными пальцами;
- Прокатывание шестигранного карандаша ладошкой (вместе с пальцами) по столу;
- Прокатывание шестигранного карандаша каждым пальцем по столу;
- Прокатывание карандаша, палочки между верхними фалангами большого с остальными пальцами (по одному) левой и правой руки.