Ольга Баскакова
Памятка для родителей «Тренируем руку — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей довольно часто наблюдается задержка развития речи, хотя они здоровы, не страдают нарушением слуха или поражением центральной нервной системы.
В чем причина задержки речи?
Считалось, что главное, от чего зависит речь – это степень речевого общения детей с окружающими людьми. Родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Публикация «Памятка для родителей „Тренируем руку — развиваем речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и работоспособности коры головного мозга.
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают:
- игры с предметами: мозаика, пирамидки;
- застегивание пуговиц, кнопок, застегивание на липучках;
- наборы колец для нанизывания их на стержень;
- игры с открывающимися игрушками и предметами (матрешками);
- игры с карандашами и крупой.
Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы и собирать их снова. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.
Многие родители лишают малышей возможность проявлять самостоятельность даже в застегивание пуговиц, кнопок и молний, потому ли что торопятся или считают детей слишком маленькими. На первый взгляд, отдельные бытовые умения не имеют никакого отношения к мелкой моторике, но в действительности они являются для нее базовыми, т. к. формируют ручную умелость.
Кроме того, приобретаются навыки самообслуживания и общаясь с взрослыми ребенок продвигается в речевом развитии.
Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с песком, водой, снегом. Хорошо, если у малыша есть свой набор: лопатка, совок, лейка. Покажите, как правильно ими пользоваться и давайте конкретные задания: взрыхлить, вскопать, полить. Дети должны знать и понимать, для чего нужна их работа, что выполняя ее, они приносят пользу.
Ребенок может копать в земле, в песке следует поощрять его стремление строить блинчики и крепости из песка, возводит снежные городки. Где бы вы ни находились в саду, во дворе, у водоема, предоставьте ребенку возможность поближе познакомиться с песком, водой, глиной. Ребенок должен научиться различать строительные материалы на ощупь. Поместите в отдельные коробочки мелкие песок, глину, ракушки и попросите малыша закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое коробочки и догадаться, что там лежит. Пусть попробует описать свои ощущения, скажет, на что похоже то, что он трогает, но не видит.
Зимой под рукой другой материал – снег. Перед ребенком открывается прекрасная возможность для лепки снеговиков, метания снежков, постройки горок. Покажите ребенку продукты питания. Пусть поможет перебрать рис, гречку, пшено, насыпать сахар в сахарницу и соль в солонку. Научите размешивать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы ребенок научился держать ложку, вилку, самостоятельно размешивать сахар в чашке.
Малышу доставит удовольствие раскатывать тесто, раскладывать начинку и лепить пельмени. Эти занятия тоже полезны для развития мелкой моторики. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координация движений детей положительно влияют на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.