Наталия Рыжова
Готовим детей к школе.
▼ Скачать + Заказать документы
Переход от дошкольного детства к школьному – качественный скачок в развитии ребёнка. Определяется он не просто фактом зачисления в школу или возрастом, а созреванием физиологических систем организма, сформированностью определённых качеств психики и личности.
Готовность к школе зависит от большого числа самых различных факторов: образовательного уровня родителей, состава семьи, методов воспитания, состояния здоровья ребёнка, особенностей его развития, начиная с внутриутробного развития.
Публикация «Готовим детей к школе,» размещена в разделах
Условно готовность к школе можно представить в виде суммы трё х составляющих:
• Готовность организма ребёнка к систематическому обучению;
• Готовность психических процессов;
• Готовность личности.
Готовность организма рассматривается гигиенистами как уровень морфологического и функционального развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребёнка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить его работоспособность.
Готовность ребё нка к усвоению научных знаний обеспечивается уровнем сформированности психических функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи. Здесь основными критериями готовности выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, развёрнутая речь.
Большое значение имеет развитие эмоционально-волевой сферы: способность ребенка соподчинять мотивы, управлять своим поведением. Если готовность психических процессов рассматривать как инструмент для овладения новыми знаниями, умениями и навыками, то базой для успешного усвоения учебных знаний можно назвать умственное развитие ребенка, т. е определённый запас сведений об окружающем мире – о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, различных сторонах общественной жизни, моральных нормах поведения.
Третья составляющая готовности к школе, т. е готовность личности, прежде всего включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться.
Неготовность личности ребёнка к новой социальной ситуации развития характеризуется преобладанием игровой мотивации поведения и деятельности над учебной.
Готовности ребенка к школе имеет большое значение для всего его дальнейшего развития и адаптации к школе.
К нам в детский сад поступают дети с общим недоразвитие речи.
Подготовка к школе таких детей – это сложная задача, так как в минимальный срок надо скорректировать недоразвитие речи, а так же создать предпосылки для школьного обучения.
У детей, поступающих в наш детский сад, оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей имеют свои индивидуальные особенности. Однако есть и следующие общие закономерности:
1) Нарушение звукопроизношения;
2) Искажение слоговой структуры и звуконаполняемости речи (пропуски и перестановки слогов, звуков, и другие нарушения);
3) Бедный словарный запас;
4) Ошибки в грамматическом оформлении речи (нарушение согласования и управления, пропуски предлогов, сложности при построении предложений);
5) Указанные нарушения во всех компонентах звуковой системы отражаются на связной речи, которая является далеко несовершенной (рассказы детей непоследовательны, недостаточно полны, состоят из простых предложений, не содержат эпитетов, но содержат фонетические и грамматические ошибки);
Кроме речевых нарушений, у детей страдают внимание, память, словесно-логическое мышление, так же необходимо отметить недоразвитие мелкой моторики, слабую познавательную деятельность, отсутствие учебной мотивации. нередко встречаются дети с невротическими «нарушениями», проявляющимися в замедленном темпе деятельности, или с гиперактивностью. После перенесенных заболеваний, особенно инфекционных, в связи с изменениями центральной нервной системы в результате травм головного мозга, а так же вследствие умственных и эмоциональных перегрузок у детей развивается астения, характеризующаяся повышенной утомляемость, снижением работоспособности.
Для полноценной подготовки к школе детей с недоразвитием всех компонентов языковой системы нужно решить ряд задач, а именно:
• Выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности
• Устранить фонетико-фонематическую недостаточность
• Сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения
• Развить связную речь
• Предупредить нарушение письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории
В коррекционных группах нашего дошкольного учреждения созданы все условия для преодоления дефектов речи у детей и подготовки к школьному обучению.
Содержание логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, включают основные цели и задачи, определяющие «образовательную стратегию» : формирование речемыслительной деятельности, обобщенных представлений о языковых единицах и особенностях их функционирования. Формирования сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и моторно-двигательной сфер, практическое потребление различных частей речи. Эти задачи решаются на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приёмы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам Программы детского сада.
Структура фронтальных занятий включает в себя:
• Формирование лексико-грамматических средств языка
• Обучение связной речи (диалогической и монологической)
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия
• Овладение элементами грамоты
Таким образом, к моменту выпуска из детского сада ребёнок достигает определенного уровня развития речевой активности, владения словарём и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование её – это изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается недоразвитие речи.
Эти задачи успешно решаются нами в процессе планомерной коррекционно-воспитательной работы логопеда и воспитателей.
Коррекционная программа под редакцией Т. Б. Филичевой, Г. Ф. Чиркиной предусматривает одним из видов фронтальных занятий – занятия по формированию правильного звукопроизношению и обучению грамоте.
Основными задачами коррекционного обучения по данному разделу являются следующие:
• Сформировать у детей систему четко различаемых,противопоставленных друг другу фонем
• Научить их произносить слова различной слоговой сложности
• Научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи
• Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
• Научить детей чтению и письму
Для выполнения поставленных задач в первую очередь исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся.
Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, т. е дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить её отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи. Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.
Занятия по обучению грамоте направлены на профилактику письма и чтения. Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с ОНР, в силу несформированности фонематических представлений, этой готовностью не обладает. А так же для грамотного чтения и особенно письма детям данной категории недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, целесообразно учить буквы. В противном случае они могут остаться для ребенка с речевым недоразвитием бессмысленными знаками.
Учитывая все эти особенности детей с ОНР, обучение грамоте проводится нами на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучении чтению и письму.
Дети в практическом плане усваивают термины: слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам твёрдости, мягкости, звонкости, глухости. Знакомятся с буквами, складывают слоги, слова, предложения. Навык чтения закрепляется воспитателями в вечернее время, а родителями в субботу и воскресенье.
Таким образом, в результате квалифицированного, комплексного и систематического специального обучения дошкольников педагогическим коллективом МБДОУ осуществляется коррекция речевых нарушений у детей с ОНР.