Елена Трошина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Городское методическое объединение 2013 год.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
на основе сотрудничества семьи и детского сада
(презентация из опыта работы).
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада» размещена в разделах
В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха», «Колядки», «Масленница» и др., а дети не знают их смысла, обычаев, причин.
Предпринятые нами попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Педагогический коллектив нашего детского сада убежден, что формирование в растущем человеке начала духовности без активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно.
В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка.
Это позволило спланировать дальнейшую деятельность нашего коллектива по возрождению традиций православного семейного воспитания и определить основные направления работы :
1. духовно-образовательное,
2. культурно-познавательное,
Исходя из этих направлений, организация воспитательно-образовательного процесса в детском саду подчинена единой цели – сохранение духовно-нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры и стремление возродить традиции семейного воспитания. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
1. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
3. Развивать музыкальную культуру.
Духовно-образовательное направление.
Ни для кого не секрет, что для начала успешной работы в той или иной области необходимы определенные условия, одним из которых является подготовка и образование взрослых – педагогов и родителей.
Наша гордость - совместные с родителями праздники: «А ну-ка, мамы», «Бабушкины посиделки», «День матери», конкурс «Семья года», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Масленница», «Рождество», «Колядки», «Праздник 8 Марта», «День защитников Отечества», «Новогодние праздники», «День воспитателя», «Встреча с выпускниками», «День защиты детей», «День знаний», конкурс «Шляп» и др.
Нужны ли народные праздники и развлечения в Детском саду? Безусловно, да!
Сущность развития личности ребенка, по определению Л. С. Выготского, состоит в присвоении им накопленного человеком опыта, как духовного, так и материального. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребенка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обществе, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.
Для более успешной реализации приоритетного, художественно-эстетического направления работы ДОУ в качестве содержательной стороны деятельности взято развитие ценностного отношения к культуре и истории родного края.
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Поэтому в занятия познавательного цикла входят экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. Игры, сказки, музыка. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции. Праздник для ребенка – это не только удовлетворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный пример для подражания. Праздники играли значительную роль в жизни русского народа, они позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.
Неповторимая, эмоциональная, духовно-нравственная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников: воспитателей, детей, родителей. Жизнь ребенка наполняется радостью и смыслом. Приобретенный опыт и совместные переживания детей и взрослых становятся базой для поддержания народных традиций в семье : социальной общности, ответственности и справедливости, благодарности и почитания, гостеприимства. Праздник сближает детей с природой и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется богатыми эмоциями, но и становится гораздо здоровее. Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовке к празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков.
Как мы: «Знакомим детей с народными праздниками и обрядами».
Наша гордость - совместные с родителями праздники: «Рождество», «Колядки», «Масленница», «Пасха», «Жаворонки» (Сороки, Посиделки – все эти праздники проходят ярко и весело, с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.
Интересна история проведения Колядок в детском саду. Дети с песнями и пожеланиями богатства и счастья обходят детский сад. Все ждут колядовщиков, заранее готовят для них сладости. Сколько радости, веселья, шуток!
На «Бабушкиных и прабабушкиных посиделках» дети узнают, в чем смысл колядок – это пожелание семьям доброго здоровья, хорошего урожая и всех благ («Дай Бог тому, кто в этом дому», «Кому песни поем, тому сбудется – не минуется») – и сами непременно захотели поколядовать.
Самый веселый и самый любимый праздник – «Масленица». Мы отмечаем его после дневного сна, когда родители приходят за детьми и присоединяются к ним. И тогда музыка, катание на лошадях и радостный смех буквально окутывают всех.
Ярмарка (выставки). Накануне они с родителями изготавливают сувениры (тряпичные куклы, куклы-обереги, дымковские, гжельские игрушки-свистульки, набивные платки и фартуки, салфетки, полотенца, пекут разные вкусности (пироги, печатные пряники, жаворонки). В разгар ярмарки «продают» свой товар с потешками, закличками, зазывалками, приговорками, угощают честной народ выпечкой.
Увлекательно и с выдумкой проходил конкурс «Праздник шляп», целью которого являлось изготовление и украшение различными элементами шляпок (по рекомендации педагогов и родителей) и они вместе с детьми придумывали им название.
Все эти праздники проходят через связь поколений и передачи семейного опыта.
На таких праздниках дети поют, танцуют, меряются богатырской силой, слушают народную музыку. С удовольствием играют на ложках, бубнах, трещотках, дудочках, свистульках. Объединение детей и взрослых создает добрую, радостную атмосферу, надолго остается в их памяти, создает тепло и взаимопонимание между поколениями.
Кроме всего сказанного, народные праздники помогают понять самобытность русской культуры как «душу и память народа».
Особенно положительные эмоции у дошкольников вызывают мероприятия, в которых участвуют их родители.
Стало традицией проведение совместно с родителями спортивных мероприятий, таких как: праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мамы!», «Веселые старты».
Праздник в детском саду это всегда радость, удивительные чудеса, волшебные краски и звонкий смех воспитанников.
Для воспитателей и для родителей детского сада проводятся мастер–классы «Народная кукла»
Начиная с подготовительной к школе группы №7, дети вышивают на пяльцах по ткани вышивальной металлической иглой. Используя в работе мулине. Дети учатся вышивать «стебельчатым» и «тамбурным» швами. Наслаждаясь атмосферой доброты и комфортности, ребята быстро и качественно воспринимают все услышанное на занятиях.
В детском саду ведется целенаправленная работа с детьми и родителями по возрождению традиций православного семейного воспитания.
С этой целью с сентября 2012 года проводятся занятия по духовно-нравственной культуре. Программа «Добрый мир» под ред. Шевченко Л. Н. (составлен перспективный план) в подготовительной группе, воспитатель Жучкова И. П.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и не6приятию зла.
Традиционно патриотизм – одна из неотъемлемых черт духовно-нравственной личности. В ходе работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников были реализован мини-проект: «Нам есть у кого учиться, Родиной гордиться» (подготовительная группа, воспитатель Баранчикова Т. В.)
Положительным опытом сотрудничества педагогов и родителей нашего детского сада является организация и проведение занятий по разделу «Знакомим дошкольников с родословной», где представлен опыт семейного воспитания (оформление семейных альбомов и презентаций)
С большим удовольствием педагоги, дети и родители нашего детского сада участвуют в создании семейных альбомов, родители предоставили для экспозиции различные семейные фотографии.
Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе со взрослыми, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не прошли даром.