Елена Султанова
Горизонты развития игры
▼ Скачать + Заказать документы
Д. Б. Эльконин давал характеристику развернутой или развитой формы игры, отмечая, что «в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений» [83, с. 335]. Однако сам Д. Б. Эльконин делал важное уточнение: «не всякое воссоздание и воссоздание не всякого жизненного явления является игрой» [83, с. 21], поэтому передача денег и продуктов в игровом уголке «магазин» – это не игра, даже если оно сопровождается заученными вежливыми фразами; здесь нет подлинных взаимоотношений.
Публикация «Горизонты развития игры» размещена в разделах
Высшие формы сюжетной игры представляют собой своеобразное «конструирование миров» (А. Г. Асмолов).попытками воссоздать, почувствовать, пережить всю сложность мироустройства, богатства человеческих отношений – межличностных, политических, экономических и пр.
Описания и характеристику таких игр можно встретить в художественной литературе (Л. А. Кассиль, в воспоминаниях (А. Н. Бенуа, А. В. Кротов, Н. В. Гладких, И. Красильщик, не так много, как хотелось бы – в научных работах (В. Вундт, С. М. Лойтер, Н. В. Гладких, А. С. Обухов и М. В. Мартынова и др.). Это игры-фантазирования, которые представляют собой
«моделирование, имеющее целью создание новой реальности со своей картиной мира» [41]. В процессе разворачивания такой игры «детское сознание присваивает содержание культурного пространства взрослого мира и осваивает способы конструирования и бытия «своих» миров, относительно самостоятельно рожденных и существующих по игровому принципу» [57, с. 231].
В исследованиях С. М. Лойтер они называются играми в страну-утопию или страну-мечту [41]. Н. В. Гладких уточняет, что независимо от того, придумывают ли дети свою страну сами или заимствуют ее образ из книг или кино, они создают некое
«идеальное» пространство, которое им нравится. Однако
«необходимое условие групповой игры – чтобы было интересно, а играть в «царство изобилия и гармонии», в общем- то, довольно скучно. Идеальное пространство плохо приспособлено для действия» [13, с. 191]. «Там, где изначально задается образцово-правильная рамка «страны- мечты», игра выдыхается, почти не начавшись. А где есть простор для неожиданностей, приключений, скандала и смеха, туда с увлечением втягиваются все» [13, с. 196].
Спецификой такой игры выступает то, что она может реализовываться полностью во внутреннем плане (в воображении ребенка) либо в пространстве диалога, становясь мало доступной для наблюдения. При этом видимое поле либо просто полностью снято («игра воображения», либо может опирается на крайне непрезентабельные и непонятные элементы игры (игровые артефакты, которые при этом предельно понятны для играющих. Собственно, по этим артефактам годы спустя и происходит воссоздание смыслового поля игры, которое охватывает все доступные феномены человеческого бытия (воссоздание периодической печати, новостей, языка, календаря, государственных символов, исторических событий и т. п.) [13; 33; 57,]. И важно понимать специфику бытования такой игры : она существует не столько в момент реализации (эти моменты можно просто «не поймать», сколько в пространстве подготовки: «главным … была подготовка к игре, она занимала по 5–6 часов, а игра – 30–50 минут» [1, с. 73].
Подобные игры можно рассматривать как наиболее яркие проявления развернутой развитой формы игры, встреча с которыми может качественно повлиять на игровой опыт более младших детей. Однако, как показывают обсуждения в рамках семинаров или курсов повышения квалификации по проблемам игры, подобные игры, присутствуя в памяти многих педагогов, не воспринимаются ими как возможные варианты организации совместной с детьми деятельности. В силу доминирования иной модели игры, подобные игры не рассматриваются ими как педагогический ресурс для организации условий детского развития, не попадают в практику организации игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Обеспечивая условия для становления развитых форм игры, важно учитывать, что помимо встречи с разными вариантами реализации идеальной формы игры, важно взаимодействие детей с носителем этого опыта, посредником, который не учит, а приобщает детей к этой культуре, а также необходимо, чтобы у ребенка было достаточное (избыточное) количество времени и разнообразных поделочных и бросовых материалов для конструирования своих миров.