Надежда Борисова
Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Изучая новые формы физкультурно-оздоровительной работы, меня заинтересовала программа Н. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», а именно ее раздел «Горизонтальный пластический балет». «Горизонтальный пластический балет»… Звучит как-то непривычно и… странно. «Горизонтальный» – означает, что все или практически все движения выполняются лежа на полу. Слово «балет» предполагает связь с искусством и хореографией, приобщение к миру прекрасного. То, что балет пластический, то это описывает сам характер движений, они не должны быть резкими и отрывистыми. Это плавные взмахи руками, изящные повороты и мягкие изгибы. Все здесь напоминает грацию кошки. Это своеобразный танец на полу, соединяющий в себе определенную физическую нагрузку и философию самих движений. Во время танца ребенок переживает некую историю, превращается в какую-либо вещь или животное и раскрывает созданный образ. Можно вообразить себя листьями на ветру, животным, русалкой, снежинкой. Горизонтальный пластический балет – это уникальная эстетико-оздоровительная система, комплекс простых упражнений для любого возраста и физической подготовки, направленный на восстановление жизненной энергии.
Публикация «Горизонтальный пластический балет — технология оздоровительной работы с детьми» размещена в разделах
- Балет, балерины
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
В наш детский сад приходят дети с туберкулезной интоксикацией. Прием противотуберкулезных препаратов оказывает негативное побочное воздействие на их психическое и физическое состояние – дети заторможены, внимание рассеянное, уровень работоспособности и выносливости низкий. Многие отстают в физическом развитии. Все они нуждаются в оздоровлении организма. На детей с бронхо-легочной патологией благотворно влияет «Горизонтальный пластический балет», потому что при выполнении, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем проходит в щадящем режиме. Он как нельзя лучше подходит для работы с ослабленными детьми, так как режим «горизонтальных поз» обеспечивает естественную последовательность движений: от положения «лежа на спине» – к положению «стоя на высоких коленях» и позвоночник при этом находится в расслабленном положении. Выполняемые упражнения в «горизонтальных позах» позволяют естественно и плавно переходить от одного вида нагрузок к другому.
Такие занятия отличаются высоким эмоциональным фоном. Они сопутствуют развитию воображения, эмоционально-двигательной сферы, творческих способностей.
Реализуя программу «Горизонтальный пластический балет» я решаю следующие задачи:
укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
эмоциональное развитие;
гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
формирование правильной осанки;
совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Задачи «Горизонтального пластического балета» соответствуют целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования, о которых говорится в ФГОС ДО:
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру.
«Горизонтальный пластический балет» опирается на объективные законы человеческого организма. При реализации, необходимо придерживаться заповедей:
следуй логике природы (педагогика должна быть естественной);
физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали;
играя – оздоравливать, воспитывать, развивать, обучать;
физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями;
через движение в игру – воспитание человека будущего.
Существует три ступени сложности программы: первая – я показываю на собственном примере, как должны выглядеть все движения, вторая – дети выполняют движения с помощью голоса педагога, третья – свобода мысли, когда ребенок в состоянии сам, без помощи взрослого создать свой образ, сюжет. Прекрасный способ для развития воображения.
Что же можно делать на полу? Хочу сказать что из положения лежа на полу можно совершить много вариантов движений. Это и упражнения: на боку, на спине и на животе, стоя на четвереньках и стоя на коленях, переворачивания со спины на живот, ползанье, а также множество вариаций, в положении сидя, стоя на коленях, подниматься на высокие колени, вставать на ноги. Можно выполнять упражнения в паре, с предметами.
Например: «Пробуждение природы» - занятие, в котором нет инвентаря. Это занятие подходит для всех детей. Детям представляют себя различными животными, насекомыми, которые просыпаются, медленно потягиваются и радуются новому дню. Создается сказка, в которой дети чувствуют себя приятно и комфортно. Все упражнения выполняются под медленную музыку. В упражнении Цветок – дети плавными, медленными движениями показывают как вырастает цветок.
Кроме того элементы ГПБ применяю в сюжетных занятиях, в физкультурных досугах, как часть традиционного занятия, в ритмической гимнастике, в игровой деятельности, разработала комплексы занятий, «Гимнастики после сна» и утренней гимнастики.
Подводя итоги, хочу сказать, что динамика уровня физического развития показывает положительные результаты. Благодаря использованию данной технологии «Гпб» уменьшилось количество дней пропущенных детьми по болезни с 29% до 16%.
Огромную роль в получении результатов в физкультурно-оздоровительной работе играет взаимодействие с родителями. Кроме совместной организации и проведения спортивных мероприятий, активно использую ИКТ-технологи : сетевое консультирование родителей «Нетрадиционная физкультура в семье», интернет-собрания «Танцуем лёжа». Это очень важный рычаг для повышения родительской активности.
Подводя итоги, хочу сказать, что «Горизонтальный пластический балет» - это интересное и перспективное направление, сочетающее в себе и физическое и духовное развитие. Это возможность тренировать свое тело, не травмируя и не перенапрягая, способ самовыражаться и развивать воображение.