Солопьева Ольга
Нетрадиционные занятия физической культурой как часть оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным, сделайте его
крепким и здоровым: пусть он
работает, действует,бегает,
кричит, пусть он находится в
постоянном движении»
Жан Жак Руссо
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, личности. Дошкольный возраст – это период первоначального формирования личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности – реализация ребёнком своего «Я» - успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.
Публикация «Нетрадиционные занятия физической культурой как часть оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Ребёнок конца XX начала XXI века, по мнению академика Н. М. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит, количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие и т. д. А достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития, способности обучаться в школе может только здоровый ребёнок.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Но постоянное использование только классической структуры занятий зачастую ведёт к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Движения, даже самые простые, дают детям пищу детской фантазии, развивают творчество. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования.
С помощью эмоционально окрашенной двигательной активности дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Для этого необходимо использовать разнообразные, нетрадиционные варианты проведения физкультурных занятий : по единому сюжету, построенные на подвижных играх, танцевально-римическую гимнастику и т. д. Такой подход к построению и содержанию занятий позволяет постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребёнку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и физической подготовленности. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует в доступных пределах двигательное творчество по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Выполняя игровые двигательные задания, дети учатся чувствовать своё тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость. Двигательное творчество способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. У детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными. Ребёнок осознаё т: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня и т. д. Осознавать это, и помогает увлекательная двигательная деятельность, наличие игрового момента, связанные с чёткой установкой на результат. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым, становится самостоятельной деятельностью детей. Занятия любимыми физическими упражнениями или спортом способствуют выработке потребности организма в систематической и целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни, что и служит средством оздоровления и закаливания ребёнка.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А. П. Щербак, «Тематические занятия и физкультурные праздники в дошкольном учреждении» - М., «ГИЦ ВЛАДОС», 1999 г.
2. Л. Д. Глазырина, «Физическая культура – дошкольникам» - М., «ГИЦ ВЛАДОС», 1999 г.
3. О. Б. Казина, «Весёлая физкультура для детей и их родителей» - Ярославль, «Академия развития», 2005 г.
4. Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина, «Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» - М., «ВЛАДОС», 2003 г.
5. Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина, «Са-фи-дансе» - С-Пб., «Детство-пресс», 2001 г.
6. Н. С. Голицына, «Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ» - М., «Издательство «Скрипторий», 2003 г.
7. К. К. Утробина, «Занимательная физкультура для дошкольников» - М., «Гном и Д». 2003 г.