Яна Пинчук
Голосовые упражнения для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
На сегодняшний день весь мир задумался о том, как сохранить свое здоровье в условиях пандемии. Основной задачей детского сада является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Педагоги нашего детского сада в своей работе используют традиционные и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий (дыхательную гимнастику, элементы логоритмики, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику и т. д.). Использование здоровьесберегающих технологий направлено не только на преодоление речевых трудностей у воспитанников, но и общее оздоровление детей дошкольного возраста. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами, какие голосовые упражнения можно использовать в работе с дошкольниками. Как гласит восточная мудрость «Человек без голоса, что птица без крыльев» Примерно 38 % информации человек получает исключительно из звучания голоса, 55%- из мимики и жестов, а на долю слов приходиться всего 7 %. Голос- это звуки, образуемые голосовым аппаратом человека, отражающие эмоции, возраст, состояние здоровья, служащие для определения, узнавания конкретного индивидуума. Голос служит средством общения между людьми, средством выражения мысли человека, источником информации о человеке. Голос характеризуется тембром, высотой и силой. Здоровый голос приятный на слух, достаточно громкий, соответствует возрасту, размеру тела и полу, имеет соответствующие модуляции. Любое отклонение является нарушением голоса. Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей. Причины расстройства голоса весьма разнообразны : заболевания гортани, носоглотки, легких, бронхов и трахей, даже сердца и сердечно-сосудистой системы. Развитие голосовой функции – это необходимое направление в работе с детьми дошкольного возраста. Вся работа строится по принципам: 1. Связь со специалистами. 2. Последовательность, систематичность. 3. Работа начинается с сохранных функций голоса. 4. Каждое упражнение проводиться до тех пор, пока ребенок полностью не усвоит. 5. Все упражнения подбираются от простого к сложному. 1. Работа начинается с пропевания гласных звуков. Сначала берется один звук (например, [А]). Учим ребенка говорить голосом разной силы, то тихо, то громко. Затем учим говорить детей шепотом. Объяснить можно на примере куклы, кукла спит и чтобы ее не разбудить мы будем говорить шепотом. Также учим произносить звуки длительно и коротко. Игра «Протяни звук». Взрослый и ребенок (или 2 ребенка) встают друг напротив друга, делают глубокий вдох и поют гласный. Кто дольше протянет звук, не делая дополнительного вдоха, тот и выиграл. 2. Пропевание гласных с разными эмоциями ( например: удивился [О], радостно [А]. 3. Пропевать гласные можно с движениями. Игра «Дует ветер», то сильный, то легкий. Сильный ветер - поем громко [У], энергично качая руками, легкий – тихо пропеваем [У] и лишь слегка качаем руками. Игра «Самолет». Дети вместе с воспитателем становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [У]. Потом быстро опускают руки вниз и присев, коротко говорят [У]. Игра «Поезд». Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд. Поезд мчится во весь дух: - Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет – едет паровоз: «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом). 4. Пропевать гласные с аппликатором, су-джоком, массажорами, эспандером. При работе с детьми дизартриками можно дополнить пропевание гласных с пальчиковыми упражнениями, которые выполняются на аппликаторе Кузнецова или с использованием су-джока. Произносим звуки и делаем прижимы пальцев рук. А – большой палец О- указательный палец У – средний палец Ы - мизинец Э – вся ладонь Можно использовать при пропевании гласных массажный коврик для ног. 5. Пропевать гласные под музыку с движением и без движения. Для детей старшего возраста в работе над голосом можно использовать сигнальные карточки, голосовые схемы. После работы над изолированными гласными звуками, поем их в паре. Игра «Эхо». Игра парная игроки встают лицом друг к другу. Один громко произносит сочетания гласных звуков, например «АУ», «АУ», а второй тихо их повторяет. Игра «Кто позвал». Ребенок должен отвернуться или закрыть глаза и догадаться, кто из детей его позвал (один из детей произносит кратко «АУ»). Игра «Угадай героя сказки». Детей предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети угадывают, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке. В последующем фразы произносят дети. Голосовые упражнения полезны не только детям, но и педагогам. В повседневной работе нам приходиться постоянно и активно пользоваться звучащим словом, вследствии чего мы испытывают большие речевые нагрузки. Нарушениями голоса страдают примерно 60% педагогов. Фонастения - функциональное нарушение голоса, является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий. К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса (усиливать или ослаблять, прерывание (осечки, быстрая утомляемость голоса, охриплость. Первый этап работы над голосом- освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее напряжение в области гортани и плечевого пояса (н-р, наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо, потом плавно наклонить влево и в этом положении беззвучно повторяя гласные). Второй этап: отыскивание под наслоениями привычек своего естественного, свободного привычного голоса. (н-р, встать прямо. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Упражнение «Радиограмма». Передать азбукой Морзе нужный сигнал. Пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам…ммамм…» Чуть приоткрывать губы на гласном звуке «а» и следить, чтобы он звучал коротко.) Голосовые упражнения способствуют воспитанию лучших качеств речевого голоса, а также благотворно воздействуют на весь организм. «Звуковая гимнастика» Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. А- воздействует благотворно на весь организм; Е- воздействует на щитовидную железу; И- воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О- воздействует на сердце, легкие; У- воздействует на органы, расположенные в области живота; Я- воздействует на работу всего организма; М- воздействует на работу всего организма; Х- помогает очищению организму; ХА – помогает повысить настроение. Не забывайте, что голос- это наше богатство. Берегите его, занимайтесь профилактикой и будьте здоровы!