МААМ-картинки

Голос — богатство педагога

Раиса Медникова
Голос — богатство педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Голос - богатство педагога.

Голос – это не только уникальный индивидуальный инструмент, это способ убеждения, эффективность которого зависит от тембровой и звуковой силы речевого звука. Ему подвластна передача информации и интонационная окраска, без которой невозможно общение. Постоянная «настройка» и тренировка нужны голосу для укрепления и повышения голосовых возможностей, формирования правильного дыхания и необходимого набора выразительных средств, без которых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь. Все это помогут педагогу научиться владеть своей речью и поддерживать свой речевой аппарат в форме. Стремление к профессиональному совершенству, к обретению внутренней свободы и легкости – вот те чувства, которые должны стимулировать работу над совершенствованием своего речевого аппарата. И здесь подразумевается не только накопление информационного материала, но и способ его подачи, грамотное донесение до слушателя, логическое и эмоциональное соответствие теме занятия.

Публикация «Голос — богатство педагога» размещена в разделах

Гигиенический самомассаж – прекрасная разминка для выступающего.

Она придает телу чувство легкости и раскованности. А лицу – выражение спокойной уверенности. Для ощущения плавной ритмичности эффективно использование негромкой музыки. Когда весь комплекс будет освоен. Можно добавить к нему легкое подпевание музыке, что способствует развитию голосовой мелодичности.

Гигиенический (поглаживающий) самомассаж

Массаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев от середины лба к ушам.

Массаж верхней части лица. Кончиками пальцев поглаживать лицо от спинки носа к ушам.

Массаж средней части лица. Кончиками пальцев поглаживать от середины верхней губы к ушам.

Массаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам рта.

Массаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка.

Массаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкнуты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа налево и слева направо верхние и нижние десны с наружной стороны.

Массаж твердого нёба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому нёбу от передних зубов по направлению к глотке и обратно.

Массаж шеи.

а) Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования подбородок.

б) Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от середины до подмышечных впадин.

в) Поглаживать боковую поверхность шеи, поворачивая голову то влево, то вправо.

Массаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук, начиная с нижней части, затем вверх по часовой стрелке.

Массаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками грудную клетку движениями от поясницы вперед, затем вверх и кругом.

Массаж спины. Поглаживать руками область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно.

Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или гармонью. Подобно этим инструментам он имеет «меха» - легкие. Если педагог правильно использует возможности дыхания, силу голоса с длиной произносимой фразы, то у него редко возникают сложности с дыханием. Постоянные тренировки дыхательного аппарата позволяют не только свободно излагать материал, но и обогащать свою речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоциональными паузами, но и помогают избежать хронический бронхит и не смыкание связок.

Звуки речи образуются при выдохе. Длина выдоха непосредственно связана с увеличением объема легких. На это должны быть направлены регулярные тренировки.

Без правильного дыхания невозможно создание выразительного художественного образа при исполнении литературного произведения. При тренировке дыхания можно использовать специальный комплекс упражнений, для выполнения которого необходимо усвоить ряд правил6

1. Звук произносится спокойно, одновременно с выдыхаемой струей воздуха.

2. Вдох совпадает во время речи с паузой, обусловленной смыслом речи, при длинной фразе необходима люфтпауза (короткая пауза) для добора воздуха.

При чтении, как и во время упражнений, набирать дыхание надо через нос, т. к. дыхание через рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту.

Упражнения для тренировки дыхательного аппарата

Положите кисти рук на бедра указательными пальцами вперед, касаясь ими нижних ребер грудной клетки. Набирать воздух с избытком не следует. Если набрать слишком много воздуха, будет трудно удержать его в дыхательных путях: возникает резкая атака звука, а этого следует избегать.

Дышите по расчету времени.

Вдох: раз, два, три, четыре, пять.

Задержите дыхание: раз, два, три.

Выдох: раз, два, три, четыре, пять.

Упражнение на быстрое дыхание и быстрое выдыхание после длительной задержки воздуха. На счет раз – два делаем вдох, затем задерживаем дыхание на счет раз-два-три-четыре-пять и на счет раз-два-три делаем выдох. С каждым разом счет на задержку дыхания увеличиваем.

После того как основные принципы дыхания будут освоены, необходимо начать «озвучивать» дыхательную гимнастику, то есть насыщать ее речевыми комбинациями, скороговорками, долгоговорками, стихотворениями. Предлагаемый литературный материал рассчитан на чисто техническое произнесение, без поиска глубокого смысла.

Прибаутки

Кот на печи сухари толчет,

Кошка в окошке ширинку шьет,

Свинья в огороде овес толчет,

Курочка в сапожках избу метет;

Вымела избушку, положила голичок под порожечок.

Пошел полковник погулять,

Поймал птичку-перепелочку,

Птичка-перепелочка пить хотела, поднялась-полетела,

Пала-пропала, под лед пропала,

Попа поймала, попа поповича, Петра Петровича.

В прибаутках каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения.

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

П. Ершов «Конек-Горбунок»

При работе над прибаутками следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох. Вдох делается произвольно.

Считалки

Голос в считалке звучит легко, на форсированном выдохе. Обычно считалка проговаривается на одном дыхании, но при необходимости ее можно делить на части.

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Берем-берем ягодки: черную чернику,

Красную бруснику, землянику спелую!

Собираем в кузовки белые грибочки,

Крепкие груздочки, подосиновички!

Дедушке – ягоды,

Бабушке – грибочки,

А медведю лохматому –

Листа гнилого, моху сухого!

Список литературы.

1. Методика выразительного чтения. Под редакцией Т. Завадской – М., 1997.

2. Рыбникова М. Очерки по методике выразительного чтения. – М., 1963.

3. Куревина О. А. Синтез искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

Подготовила Медникова Р. М.,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №2»

г. Бологое Тверской области.

Публикации по теме:

Сценарий выпускного «Голос. Дети» «Голос. Дети» - 2015. Задачи: Создание положительного эмоционального настроя детей; Совершенствование знаний о школе; Закреплять умение.

Лото «Богатство Кузбасса»Лото «Богатство Кузбасса» Цель: формировать у детей знания о природных богатствах Кузбасса и их пользе в жизни людей. Задачи: • Расширять знания детей об использовании.

Берегите голос с детства! Берегите голос с детства! Голос дает нам великую радость общения друг с другом. Он выражает самые тонкие оттенки чувств, веселья и печали,.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?» в рамках проекта по развитию речи во второй младшей группе Дидактическая игра «Кто как голос подает?» в рамках проекта по развитию речи во второй младшей группе Цель: Сформировать у детей представление.

Конспект доминантного музыкального занятия «Спасите голос феи Песни» Конспект доминантного музыкального занятия «Спасите голос феи Песни» Задачи: 1. Учить детей использовать полученные знания, умения и навыки.

Проект «Моя семья — моё богатство!»Проект «Моя семья — моё богатство!» Авторы проекта: Крылова Валентина Владимировна, Александрова Ольга Евгеньевна. Методический паспорт проекта. Название проекта: «Моя семья.

Сценарий новогоднего праздника «Как ребята Деду Морозу голос вернули» (старшая группа) В зал под музыку появляется Снегурочка (ребенок,поправляет украшения на елке,хлопает в ладоши. Выбегают Снежинки и исполняется танец. Т.

Стенгазета «Моя семья-мое богатство»Стенгазета «Моя семья-мое богатство» День семьи, любви и верности. Что такое семья? Кто в семье главный? Какой вы видите свою семью через 10 лет? Серьезные, вовсе не детские.

Выпускной праздник «Супервыпуск «Голос. Дети» Супер Выпуск 2015. Проект «Голос. Дети» Торжественный вход детей, с представлением, праздничное построение. 1-й ребенок: Вот дом, который.

Эссе педагога-психолога «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Голос — богатство педагога
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 21:42
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Голос — богатство педагога» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Медникова (УИ 337191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД