Хукоян Юлия
Годовой проект «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта; долгосрочный, групповой.
Продолжительность проекта; сентябрь 2020 – май 2021
Актуальность;
Мир удивителен, полон тайн и загадок –
я хочу их узнать и разгадать.
(Из мыслей маленького человека)
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Любознательные от природы дети полны желания учиться. Прочные знания, умения и навыки они приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач в развитии ребенка.
Публикация «Годовой проект „Хочу все знать“» размещена в разделах
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему. И задача педагога, прежде всего, создать зону интеллектуальных впечатлений для ребенка, где формируется острая любознательность подрастающего человека, познавательный интерес, его неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях.
Педагогам и родителям надо включать ребенка в осмысленную деятельность, в процессе которой он бы сам смог обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели.
Положительные эмоции — удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи — все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Цель: формирование представлений о объектах окружающего мира; развитие познавательного интереса через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Изучить научно – методическую литературу.
2. Провести диагностику.
3. Разработать проект «Хочу все знать!».
4. Создать условия для реализации проекта.
5. Развивать познавательный интерес, формировать познавательные действия.
6. Заинтересовать родителей данной проблемой.
7. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Предполагаемый результат.
Достижения детей:
— интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
— знает название бытовых предметов и умеет пользоваться ими;
— стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
— владеет активной речью, включенной в общение;
— знает название окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и сверстниками;
— проявляет интерес к элементарному экспериментированию;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок.
Родители:
— повысят уровень знаний по данной теме;
— проявят интерес к данной теме.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Реализация проекта : 9 месяцев.
Этапы работы:
1 этап – вводный (сентябрь 2020г) :
— диагностика;
— разработка проекта;
— создание условий для развития познавательного интереса (подборка дидактических игр, заданий, загадок и т. д)
— знакомство родителей с проектом;
— оформление информационного уголка для родителей (советы, консультации, рекомендации)
2 этап (октябрь 2020 г. – апрель 2021г) :
– реализация проекта.
3 этап (май 2021г.)
— диагностика;
— анализ результатов;
— подведение итогов.
Теоретическое обоснование:
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность
характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его
влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное,
необходимое средство в обучении дошкольников. Классическая педагогика
прошлого утверждала – «Смертельный грех педагога – быть скучным». Когда
ребенок занимается из-под палки, он доставляет педагогу массу хлопот и
огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-
другому. Активизация познавательной деятельности ребенка без развития его
познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять
познавательный интерес.
Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать
интересным, должен быть лишь отчасти новым, а отчасти знаком. Новое и
неожиданное всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот
почему для поддержания познавательного интереса важно развивать у
дошкольников умение в знакомом видеть новое. Это подводит ребенка к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего
мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.
Месяц Тема Цели и задачи
Сентябрь Диагностика.
Разработка проекта «Хочу все знать!».
Октябрь 1.«Листья осенние» Формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
2. «Где живут звуки?»
Знакомство с музыкальными инструментами. Развитие муз. памяти, чувство ритма. Сенсорные способности, мелкую моторику рук.
2. «Подарочки для мамочки» Формировать умение обследовать предметы, выделяя цвет.
4. Stem- образование
102 лицей.
Ноябрь Ноураша.
Свойства звука.
2.«Угощаем кукол кашей» Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами.
3. «Мебель»
Формировать знания о названиях мебели.
4. «Игры с водой»
Экспериментальная деятельность. Формировать умение экспериментировать с веществами (водой).
5. Посадка дерева вместе с родителями Формировать бережное отношение к природе.
Конкурс «Здравствуй Осень» Развивать творческие навыки.
Воображение.
День Белой трости.
Декабрь 1. Проект «Цена крошки хлеба велика» Воспитывать бережное отношение к хлебу, показать его важность и ценность.
2.«Дорожка для машины»
Развивать продуктивную деятельность.
3. «Собери снеговика» Формировать представление о зимних забавах.
4. Конкурс «Новогодний калейдоскоп» совместно с родителями. Развитие моторики рук, память, усидчивость.
5. «Бусы на елку»
Поделки к новому году. Формировать умение различать предметы по форме и называть их.
Январь 1. Проект «Турция»
Совместно с родителями. Знакомство с разными странами мира.
2. «Лед» Экспериментировать со льдом, формировать умение называть свойства льда.
3. Противопожарная акция.
Беседа с родителями.
Памятки для родителей. Профилактика детского травматизма дома.
Февраль 1.«Чудесный мешочек» Формировать умение обследовать предметы, выделяя форму.
2.«Что для чего нужно?» Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела»
3. «День рождения куклы Кати» Украшать платье, располагая круги на силуэте платья.
4. «Разноцветные шары» Формировать умение обследовать предметы, выделяя цвет.
Март 1.«У кого какая мама» Развивать внимание и память в игре.
2. «Посадка лука» Формировать умение различать по внешнему виду овощи, развитие трудовых навыков.
3Математические игры. Формировать умение различать предметы по форме.
4. «Наблюдение за ростом лука» Формировать умение отвечать на вопросы.
Апрель 1. «Игры с машиной»
Формировать представление о транспортных средствах ближайшего окружения.
2.«Дорожка для машины» Развивать продуктивную деятельность.
3. «Башенка для птички»
Аппликация «Скворечник» Привлекать к совместному конструированию башенок по образцу.
4. День Космонавтики.
5. «Цветы» Развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово.
6. День Победы. Воспитывать чувства патриотизма.
Май Совместно с родителями посадка цветов на клумбе.
Наблюдение за ростом цветов.
Создание игрового пособия.
Итоговое мероприятие «В гостях у Почемучки»
Диагностика. Подведение итогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное детство — важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста
познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство
живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к
интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Экспериментируйте, удивляйте, делайте успешными своих детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно / Б. М.
Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. — М. : Академия, 2004.
2. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения /
Ф. Н. Блехер. — М., Просвещение, 2003. — 413 с.
2. Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина – «ТЦ СФЕРА» Люблю мое Отечество. 2019 г.
3. Е. С. Евдокимова - «ТЦ СФЕРА» Педагогическая поддержка семьи. 2019 г.
4. Дмитриева Е. А. - «ТЦ СФЕРА» Детское экспериментирование. 2019г.
5. О. В. Дыбина. «От рождения до школы» Ознакомление с предметным и социальным окружением.
6. В. В. Гербова – «От рождения до школы» Развитие речи в детском саду.