Светлана Шевцова
Годовой отчет (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Средний дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. В этот период
осуществляется развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной).
В группе всего 30 детей, из них 12 девочек и 18 мальчиков. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерс-кие взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети доброжелательные, никого не отталкивают, в играх всегда договаривались между собой.
Публикация «Годовой отчет (средняя группа)» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Средняя группа
- Темочки
Работа в средней группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы детского сада. В течение учебного года деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всесто-роннего и своевременного развития ребёнка.
Организация воспитательно – образовательного процесса строилась на основе основной образовательной программы МБДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейского района разработанная в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева.
Программа «От рождения до школы» предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. С детьми систематически проводилась непосредственно образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Организуя деятельность детей, мы старались развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций.
Основной формой обучения детей является совместная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС в течение года работа проводилась по
следующим направлениям:
- социально-коммуникативному;
- познавательному ;
- речевому;
- художественно-эстетическому;
- физическому.
Дети в полном объеме освоили программные требования в следующих
образовательных областях, а именно, научились:
В образовательной области «Физическое развитие» продолжали учить детей ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений, лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой, ползать разными способами, прыгать с места в длину, мягко приземляться, ловить мяч кистями рук, метать предметы правой и левой руками. Отбивать мяч об землю. Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие. Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу. Кататься на самокате, велосипе. Выполнять повороты направо, налево. Ориентироваться в пространстве, придумывать варианты подвижных игр.
С детьми проводились игры: «Гуси, гуси…», «У медведя во бору», «Пробеги тихо», «Кот и мыши», «Самолеты», «Совушка», «Бездомный заяц», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», «Птички и орел», «Ловишки», «Замри», «Прятки», «Футбол», «Баскетбол», «Классики», «Кегли», «Попади в цель», «Большой мяч», «Мячик кверху», «Лохматый пес» и др.
Использовали различные средства физического воспитания в комплексе:
рациональный режим, питание, закаливание, массажи, различные виды двигательной активности (утренняя гимнастика, физминутки, развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия).
Учили соблюдать элементарные правила гигиены, пользоваться расческой, мылом, полотенцем, носовым платком. Аккуратно принимать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами. Салфеткой, обращаться за помощью ко взрослым при заболевании.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- формировали умение бережно относиться к своей одежде, уметь приводить ее в порядок;
- вызывали стремление самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке детского сада, убирать рабочее место после окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой;
- учили ухаживать за растениями и птицами в группе и на участке;
- развивали умение владеть навыками безопасного поведения в подвижных и
спортивных играх;
- учили пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил
безопасности;
- дети знают правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице, в транспорте, дома, на зимней дороге;
-знают о назначении светофора в целом;
- знают, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге;
- знают и объясняют назначение таких дорожных знаков как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Стоп»;
С детьми проводили наблюдения, беседы, подвижные игры, соревнования, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, рисование рисунков на соответствующие темы, аппликации, читали детям рассказы, сказки, стихотворения.
В образовательной области «Познавательное развитие» детей учили:
-различать из каких частей, составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
- считать до 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
- сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составление пар);
- раскладывать 3-5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем и убывающем порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
- различать и называть геометрические фигуры, их характерные отличия;
- различать левую и правую руки;
- определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз, а также части суток;
- называть самые разные предметы, которые их окружают в помещении, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
- с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе;
- составлять рассказ о своей стране, родном городе, поселке;
- рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию;
- участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать и не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
- рассказывать о сезонных явлениях и изменениях природы;
- самостоятельно повторить проделанные со взрослым опыты; сопоставлять
результаты наблюдений, сравнивать, анализировать. Делать выводы и обобщения. С детьми проводили занятия, наблюдения, опыты, беседы, читали художественную литературу, проводила подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
В Конструировании: расширяли знания и представления о конструируемых объектах, о деятельности людей, связанных со строительством, создании техники, предметов, вещей. Учили анализировать постройки, конструкции, обыгрывать их. Совершенствовали конструктивные навыки. Развивали навыки пространственной ориентации, творчество, изобретательность, деловое и игровое общение детей. Учили мастерить элементарные игрушки оригами, создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу, по образцу.
.
В образовательной области «Речевое развитие» обогащали словарь детей
вежливыми словами, побуждали использовать в речи фольклор (пословицы, потешки, песенки, поговорки). Показывали значение родного языка в формировании основ нравственности. Продолжали развивать речь как средство общения. Поощряли попытки ребенка делиться с педагогом и со сверстниками разнообразными впечатлениями. В повседневной жизни, в играх подсказывали детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учили детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Обогащали речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношения к труду. Закрепляли правильное отчетливое произнесение звуков. Учили различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки. Продолжали развивать фонематический слух, учили определять место звука в слове (начале, середине, конце). Отрабатывали интонационную выразительность речи. Развивали монологическую и диалогическую формы речи, умение составлять рассказы о событиях из личного опыта; формировали умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем, высказывать желание послушать определенное литературное произведение, с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг, с помощью взрослого драматизировать и инсценировать небольшие сказки. Учили рассказывать стихи, рассказы, сказки при помощи мнемотаблицы.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» учили
выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании: учили изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, фломастеров, красок (гуашь, цветных восковых мелков. Формировали умение передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе бумаги в соответствии с содержанием сюжета.
В лепке: учили создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию, использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации: учили правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы, аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей, составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Перед воспитателями были поставлены следующие задачи воспитательно-образовательного процесса на 2017-2018 учебный год:
1. Формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
2. Создание условий в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования.
В соответствии с поставленными целями нравственно-патриотического воспитания детей, в средней группе была проведена следующая работа:
НОД:
«Есть у каждого свой дом», «Наша Родина - Россия», «Наша добрая матрёшка», «В зимнем лесу». «Все профессии важны- все профессии нужны», «Как надо называть человека», «Моя семья», «Хлеб – всему голова». Знакомим детей с природой Краснодарского края.
Беседы:
«Символика нашей страны», «Важные профессии», «Приглашение в лес», «Как надо здороваться», «Ты – часть природы», «Откуда хлеб пришёл», «Кем работают мои родители», «Казачий край», «Дом где я живу». Были проведены праздники «Папин праздник», «8 марта», «Масленица», дети знакомятся с народными традициями и праздниками.
Дидактические игры и упражнения:
«Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Составь флаг», «Составь герб»; «В магазине»; «Профессии», «Найди дерево».
Чтение художественной литературы: В. Гусев «Я - русский человек…», «Берегите Россию», В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва»,
З. Александрова «Родина»,С. Орлов «Родина», В. Степанов «Наша армия», Г. Ходырев «Пограничник», А. Любимцева «23 февраля».
Развивающие игры:
«Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».
Сюжетно-ролевые игры:
«Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители».
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях, о лени.
Одно из форм работы по патриотическому воспитанию является взаимодействие с родителями были подготовлены консультации и буклеты:
«Ознакомление дошкольников с государственной символикой России», «Как знакомить ребенка с историей семьи», «Ты Кубань, ты наша Родина».
В нашей группе проводилась большая работа по экологическому воспитанию детей:
- Познавательные занятия;
- Экскурсия в природу;
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде;
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок.
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых
- Экспериментирование.
В нашей группе в работе с детьми по экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, моделирования, просмотра презентаций, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
В нашей группе имеется уголок природы и экспериментирования.
В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений, есть серийные альбомы «Времена года»,
паспорт растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
В уголке экспериментирования дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность. Мы составили картотеки элементарных опытов и экспериментов, наблюдений за комнатными растениями, опытов на прогулке, дидактических игр.
В нашей группе труд детей в природе имеет разнообразный и систематический характер. Они ежедневно работают в уголке живой природы: поливают растения, протирают листья, помогают взрослым убирать участок от листьев; сгребают снег под деревья и кусты, и тому подобное. В течение года дети систематически выполняют обязанности дежурных в уголке природы, на огороде и цветнике, а также выполняют работу всем коллективом.
На прогулке дети наблюдают за изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).
Организуются игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) .
Для систематизации полученных знаний мы используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие папки-передвижки, стенгазеты, буклеты, выставки, проводили консультации.
В нашей группе мы создали благоприятную обстановку для организации деятельности по экологическому воспитанию.
Особенности образовательного процесса ориентированы на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
В основе организации образовательного процесса определен комплексно–тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Вся воспитательно – образовательная работа в группе велась в тесном контакте с родителями.
В работе используем различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс: педагогические беседы с родителями; тематические консультации; буклеты; родительские собрания. Родители посещали утренники, активно учувствовали в изготовленииподелок со своими детьми.
Результаты деятельности в группе за 2017 - 2018 учебный год были тщательно проанализированы и позволяют сделать вывод о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно, с поставленными задачами справилась.
На 2018 - 2019 учебный год намечены следующие задачи:
- Продолжить целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям;
- Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ;
- Углубление работы с детьми по «Социально-коммуникативной области».
-Использовать дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. В трудовой деятельности больше внимания уделять коллективному труду и поручениям. В речевом развитии больше внимания уделить индивидуальной подготовке детей.