Мария Калинина
Опыт работы по кружку дополнительного образования «Грамотейка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята средней группы испытывали затруднения в произнесении многосложных слов, порой заменяли или пропускали отдельные звуки, переставляли слоги, укорачивали слова. Голосовой аппарат ребенка в возрасте четырех лет еще не окреп, поэтому многие говорили негромко, хотя умеют пользоваться различными интонациями. Не всегда воспитанники могли ответить на заданный вопрос, избегали прямой обращенной речи, так как фонематический слух в этом возрасте только формируется. А он, в свою очередь, является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Публикация «Опыт работы по кружку дополнительного образования „Грамотейка“ в средней группе» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Средняя группа
- Темочки
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.
Исходя их вышесказанного, основной целью данной рабочей программы является развитие и совершенствование моторики органов артикуляции.
Поэтому я решила создать кружок дополнительного образования «Грамотейка». Работа этого кружка направлена на развитие речи у детей четырех лет.
В начале года мною была разработана программа работы кружка, целью которой стало укрепление и развитие общей и артикуляционной моторики, фонематического слуха.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.
Обучающие:
1. Формирование произвольных и координированных движений органов артикуляции.
2. Обогащать, активизировать речь детей.
3. Формировать фонематический слух (обращать внимание на длительность звучания слов, формировать умение различать на слух гласные и согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учить выделять звук в слове).
4. Формировать практические умения и навыки; обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
2. Развивать интерес к народному творчеству.
3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
5. Развивать графические навыки (рисовать вертикальные и горизонтальные линии; рисовать округлые линии; рисовать предметы, сочетающие в себе прямые и округлые линии; штриховать различные предметы).
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к художественным произведениям.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, доброжелательные отношения друг к другу
3. Формировать и воспитывать нравственно – волевые качества: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость.
При решении поставленных задач учтены возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка четырех лет.
Образовательную деятельность проводила один раза в неделю, во второй половине дня. Время проведения 20 минут. Занятия проводились со всей группой, так как все родители записали детей в кружок.
Для развития речи на занятиях данного кружка использовала следующие формы работы :
- игровой метод;
- словесный метод;
-наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
- практический – показ способов действия с предметами.
Занятия носили комплексный характер и были направлены на развитие различных сторон речевой деятельности ребенка.
Занятия включали в себя:
упражнения для развития мелкой моторики рук;
упражнения по развитию фонематического и речевого внимания, фонематического слуха и восприятия; упражнения, направленные на формирование правильного (диафрагмального) дыхания, фонопедические упражнения.
В результате проведенной работы большинство детей звуки произносят чисто, этому способствовали комплексы артикуляционной гимнастики, которые готовили определённые движения и положения губ, языка, вырабатывали направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука. А работа по развитию моторики рук оказала благотворное влияние на развитие речи в целом, а также подготовила руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания выработало чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи. Самостоятельно пересказывают рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляют описательные и сюжетные рассказы. Проявляют словотворчество, интерес к языку, различают понятия «слово» и «звук». Вычленяют первый звук в слове, слышат слова с заданным первым звуком. Различают на слух гласные и согласные звуки. Воспитанники проявляют интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задают вопросы, интересуются мнением других, расспрашивают об их деятельности и событиях их жизни. Проявляют интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвуют в разгадывании загадок, участвуют в словесных играх, проявляют интерес к речевому творчеству. Самостоятельно, без помощи взрослого, могут привлечь сверстников к общению.
Каждое занятие кружка посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы Вераксы «От рождения до школы» детского сада, что создает преемственность в работе, и, как следствие, повышает результативность занятий. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей усвоения детьми программы кружка.