Махова Любовь
Годовой отчет в первой младшей группе
▼ Скачать
Воспитательно - образовательной работы за 2018- 2019 уч. год
Первой младшей группы № 2
Составили:
Воспитатель
Махова Любовь Григорьевна
п. Володарского
2019год
Общая характеристика группы
В первой младшей группе №2 «Солнышко» 27 человек, из них 9 мальчиков и 18 девочек. В начале учебного года в группу поступило 22 ребенка и ещё 5
Публикация «Годовой отчет в первой младшей группе» размещена в разделах
человек поступили во второй половине учебного года. Возраст детей составляет от 2 до 3 лет.
У детей при поступлении в дошкольное учреждение возникает много проблем, это изменения: в режиме дня; требования к поведению; новое помещение; постоянный контакт со сверстниками – обрушиваются на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию.
На протяжении учебного года наша работа была направлена на создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада: знакомили родителей с возрастными особенностями детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние в период адаптации; давали рекомендации по подготовке к поступлению в дошкольное учреждение; стремились наладить эмоциональный контакт с малышами, вовлекали их в совместную деятельность, поддерживали активность и формировали положительное отношение к персоналу детского сада.
При организации работы мы испытывали определенные трудности: многие родители игнорируют немаловажную проблему подготовки малыша к дошкольному учреждению. Многие из них не осознают, что попадая в незнакомую социальную среду, дети переживают тяжелейший стресс.
Зачастую они считают, что не нужно отучать ребёнка от соски или до прихода в детский сад отказаться от памперсов и заранее приучить к горшку, многие дети не умеют пользоваться ложкой и не приучены есть твердую пищу, поэтому часто давятся или вовсе отказываются есть. По мнению родителей, всему этому должны научить в детском саду непосредственно воспитатель. Так же стремление родителей оставить еще не привыкшего к условиям детского сада ребенка на целый день усложняет процесс адаптации ребенка и работу воспитателя с коллективом детей. Особенно это касается тех, кто пришел в детский сад позже остальных, когда основная группа была сформирована. Дети более ранимые и с неустойчивой психикой начинали капризничать, плакать при появлении нового ребенка в группе. Большое количество детей в группе усложнило работу воспитателей по индивидуальному подходу к каждому ребенку и тормозило процесс адаптации детей в целом.
Не информированность родителей в данном вопросе ведёт к двойному стрессу во время адаптации ребенка и как следствие его частым заболеваниям.
Мы пришли к выводу о необходимости проводить просветительскую работу с родителями по данному вопросу, а также повышать их компетентность в актуальных проблемах развития и воспитания детей до трех лет. В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Родителям были даны советы по темам: «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!»; проведены беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Если ребенок плохо ест».
Родителям был представлен наглядно-информационный материал:
«Как обеспечить успешную адаптацию к условиям детского сада»,
«Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию дошкольников», «Что должен уметь делать ребенок 2-3 лет», «Зарядка- это здорово», «Детские заболевания и их профилактика».
Старались сформировать знания и положительный настрой родителей к правилам поведения детей и режиму дня в группе.
К концу года дети заметно подросли и окрепли. Вырос интерес к коллективным играм и общению со сверстниками. Они радуются своим достижениям и новым успехам. Снизилась заболеваемость. На наш взгляд адаптация прошла успешна.
Результат выполнения образовательной программы
Работа в первой младшей группе проводилась исходя из основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. П. Васильевой. На протяжении всего года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с программой и утвержденным расписанием. Детей от 2 до 3- летнего возраста отличает высокая степень познавательной активности. В связи с этим воспитатели группы стремились, чтобы обучающее воздействие носило развивающий характер при постепенном усложнении воспитательных и образовательных задач, с учетом возможностей детей.
Так как в младшем дошкольном возрасте сенсорное воспитание служит основой познания мира, а успешность умственного, физического и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, воспитателями в группе создан центр сенсомоторного развития детей. В своей работе по развитию сенсорных способностей детей используем игры и игрушки, как покупные, так и изготовленные своими руками, такие как веселые шнуровочки, яркие забавные прищепки, игры с цветными пробками и закручивающими предметами, пирамидки, матрешки, кинетический песок, расстегивание и застегивание молний, пуговиц, игры – мозаики относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов. Сенсорное воспитание планируем в тесной взаимосвязи со всеми остальными образовательными областями. Так к примеру по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов.
Работу по сенсорному воспитанию мы планируем продолжить в следующем учебном году, так как считаем её актуальной и на наш взгляд поможет в дальнейшем расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Чего достигли в конце учебного года
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка, поэтому в данном направлении велась большая работа. Мы учили детей без помощи взрослых одеваться, умываться, формируя у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах. При формировании и обучении культурно– гигиеническим навыкам использовали различные приемы обучения: подробный показ и объяснение, индивидуальный подход к детям, систематически закрепляли навыки и применяли их в разных видах деятельности детей. Использовали дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Рассматривали с детьми сюжетные картинки, читали художественные произведения, потешки, все это позволило закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность.
За прошедший учебный год большинство детей научились свободно выражать свои потребности и желания посредством речи: дети могут поделиться информацией (где был, кого видел, кто-то пришел, кто, что взял) или пожаловаться на неудобство (холодно, я устал, хочу кушать, пить, спать и т. д.) и действия сверстника. Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения. Пользуются речью как средством общения со сверстниками. Опасение вызывают два ребёнка (Вятчинина Василиса и Бадретдинов Булат) у них практически отсутствует речь. При индивидуальной беседе с родителями обратили внимание на данную проблему и посоветовали обратиться к специалистам.
Дети научились группировать предметы по форме, размеру, цвету. Различают большие и маленькие предметы, знают понятия один – много. Узнают круг, квадрат; с удовольствием используют в игре детали строительного материала. Узнают и называют виды некоторых домашних и диких животных, их детенышей; знают несколько видов овощей и фруктов. Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях.
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития детей раннего возраста. В нашей группе оно развивалось через рисование, лепку. Дети научились правильно пользоваться карандашами, кистью и красками; изображать отдельные предметы и незамысловатые по содержанию сюжеты; Различают и могут назвать основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Умеют раскатывать комок пластилина, отделять маленькие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной «колбаски», плотно прижимая их друг к другу. Лепят несложные предметы; аккуратно пользуются пластилином.
На конец года стоит отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, овладели основными навыками двигательной культуры. Им интересно выполнять разнообразные физические упражнения. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми. Проявляют желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Имеют первичные представления о себе как о человеке, знают названия основных частей тела, их функции.
Краткая характеристика мероприятий с детьми
1. Участие детей совместно с родителями во внутри-садовских выставках: «Дары осени», «Новогодние чудеса», «День космонавтики», «День смеха», «Разноцветные мячи», «9 мая». (Вятчинина Василиса, Андронов Дима, Киселева Лиза, Вьюгин Саша, Пяткина Маша, Могильный Миша, Матушкин Миша, Лаврова Арина)
2. Участие в районных конкурсах рисунков и поделок: «Рождество Христово», «Пасха» (Румянцева Полина, Андронов Дима, Якубовская Оля).
3. Участие во Всероссийских конкурсах: «Осенняя рапсодия» (Вьюгин Саша, «Волшебница Зима» (Горват Софья, «Любимый мультик. 2019» (Румянцева Полина завоевала 2 место, «Мы рисуем космос» (Вятчинина Василиса завоевала 2 место, лауреат – Лаврова Арина, конкурс поделок «Золотые руки» (Вьюгин Саша 1 место)
4. Проведение Новогоднего и Весеннего утренников (хотелось бы отметить, что музыкальный руководитель, Наталья Анатольевна, посылала видео запись Новогоднего утренника, с участием детей нашей группы, на конкурс где завоевала первое место). В течение всего учебного года проводились развлечения и досуги согласно календарному планированию.
5. С детьми при участии родителей воспитатель Махова Л. Г. проводили проектную работу «Покормим птиц зимой», «Растем здоровыми».
Необходимо отметить, что образовательно - практические действия под руководством воспитателей и специалистов детского сада стимулировали общее развитие детей, способствовали повышению их работоспособности, познавательному и эмоциональному развитию.
Основные формы взаимодействия с семьей
Информирование родителей о ходе образовательного процесса через
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания; оформление информационных стендов; организация выставок детского творчества; вовлекали родителей в проектную работу «Покормим птиц зимой», «Растем здоровыми»; в рамках «День открытых дверей» воспитатель Печенкина Т. М. поделилась опытом проведения пальчиковых игр, развития мелкой моторики рук; оформлялись папки-передвижки, создание памяток и брошюр для педагогического просвещения родителей по различным областям развития детей, переписка по электронной почт.
Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада.