Ежова
ГМО «Приёмы работы с гиперактивными детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим небольшим опытом решения нестандартных педагогических ситуаций, которые время от времени возникают у каждого педагога в группе. Наблюдая за детьми, бросается в глаза разница темпераментов среди юных дарований.
Маленькие дети редко бывают по своему темпераменту в меру спокойными и в меру игривыми. Обычно они либо слишком шустрые, либо очень тихие и спокойные.
Публикация «ГМО „Приёмы работы с гиперактивными детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
И поэтому в зависимости от типа характера, к ребенку требуется особый подход. Самыми непростыми в этом плане являются гиперактивные дети.
Им всегда все интересно, они все время куда-то стремятся. Активность всегда и везде – это главная черта характера такого типа детей, организовать запланированную деятельность с ними не всегда получается, так как постоянное движение генеративного малыша требует неусыпного контроля педагога. Кроме этого, гиперактивные дети не могут сосредоточиться. Точнее говоря, их сосредоточенность на одном предмете или действии кратковременна. Такой малыш не может долго играть с одной игрушкой или долго строить «пастройку». Его неуемная энергия требует максимума движения, и он меняет игрушки и свои занятия с калейдоскопической быстротой.
С большой вероятностью в группе, где есть гиперактивные дети возникают конфликты: бежит такой непоседа, никого не видит вокруг себя, сломал постройки, над которыми «трудились» его товарищи, толкнул малыша проходящего мимо, забрал мимоходом игрушку у девочки, играющей в «маму»…Слезы, обида, крик…Сразу и не вспомнишь примеры решения таких ситуаций, действовать нужно моментально.
Анализируя поведение детей в группе, я пришла к выводу, что конфликты, возникающие в детском коллективе легче предотвратить чем решить. Поэтому определила для себя стратегию при воспитании детей с разными типами характера.
Так при воспитании слишком активного ребенка Лучший помощник – это тихие игры. Многие из которых сделала сама, ребятам очень нравятся играть в игры на липучках. Конечно, не удастся сразу привязать ребенка на длительное время, однако с чего-то необходимо начинать. Чтобы стимулировать усидчивость ребенка, играю вместе с ним. Видя, что внимание уделяется только ему, малыш постарается пробыть рядом с вами как можно дольше.
Излишняя активность ребенка не дает ему возможности сосредоточиться. Именно поэтому, делая одно дело, его не нужно провоцировать на другое. Так, например, при рисовании на столе не должно быть ничего, чтобы малыш не отвлекался. Это касается и игрушек – пусть он вдоволь наиграется одной-двумя игрушками, потом получит еще. Большое количество игрушек ему не нужно – он просто не будет знать, куда ему бежать и за что хвататься. Стараюсь ограничить круг играющих детей до 2-3 человек, что также не спровоцирует излишний выплеск энергии.
Когда позволяют условия, то гиперактивного ребенка стараюсь привлечь к подвижным играм с повышенной активностью. Это позволяет сбрасывать энергию в играх, оставляя ее минимум для баловства.
Ну и, конечно же, учусь контролировать не только действия ребенка, но и своим эмоции. Стараюсь быть последовательной и постоянной. Особенно слежу за речью, свои требования и просьбы излагаю спокойным голосом.
Чтобы развивать привычку у гиперативного ребёнка осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия я активно применяю кукольный театр, ролевую игру с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения. В кукольных сценках мы проигрываем самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки выбираю очень простые все они строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Например, разыгрываем, как ребенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается потасовкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки я усложняю, делаю более разнообразными, они обрастают сказочными или приключенческими подробностями.
И в заключение хочу сказать о том, что я заметила самое главное в работе с гиперактиаными детьми : если с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания, эмоционально поддерживать ребёнка во всех попытках придерживаться положительного поведения, какими бы незначительными они ни были, позволяет мне быстрее и качественнее организовать любую деятельность без отрицательных последствий и приводит в работе только к хорошим результатам. Конечно, я не разрешаю ему делать всё, что вздумается, а объясняю, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключаю внимание на другой объект. Чтобы не потерять доверие детей никогда не манипулирую их чувствами и не унижаю, а с гиперактивным ребёнком нарушение какого-либо из этих правил перечеркнёт любые попытки наладить с ним контакт и в результате только будет провоцировать его на плохое поведение.
В работе с гиперактивными детьми я никогда не жду быстрых результатов! Считаю, что планомерность, терпение, вера в этого ребенка постепенно начнут менять ситуацию в лучшую сторону.