Людмила Косова
Консультация «Что мы знаем о гиперактивных детях»
▼ Скачать + Заказать документы
Что мы знаем о гиперактивных детях.
В последнее время много пишется и говорится о детской гиперактивности, о гиперактивных детях. Если раньше таких малышей называли просто «егоза», «веретено» и другими житейскими словечками, то сейчас все чаще из уст родителей можно услышать научный термин «гиперактивность». Однако, не у всех есть понимание, что же все-таки стоит за этим словом.
Публикация «Консультация „Что мы знаем о гиперактивных детях“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Во-первых, надо сказать, что говорят в научном смысле слова о гиперактивности, обычно имеют в виду так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Как только мы говорим о синдроме, а это уже не просто психологический, а медицинско-психологический термин, мы понимаем, что поведение ребенка обусловлено какими-то независящими от него и от нас причинами. А значит это, как минимум, не просто невоспитанность малыша, на которую иногда принято списывать гиперактивное поведение.
Проявления гиперактивности бывают видны уже в раннем детстве и хорошее различимы в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку начинают явно мешать эффективным учебным занятиям.
Ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности – какой он?
Разберемся с признаками синдрома, кроме самой гиперактивности это еще ряд особенностей поведения.
Итак, какой он?
• Невнимательный
- С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий и игр
- Часто допускает ошибки из-за небрежности
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слышит обращенную к нему речь
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться инструкции к заданию, не доводит дела до конца
- Ему сложно самому организовать себя на выполнение задания
- Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
- Часто теряет свои вещи
- Легко отвлекается на посторонние стимулы
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях
• Гиперактивный
Наблюдаются частые беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т. п.
- Часто встает с места при выполнении каких-то заданий или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и т. д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым
• Импульсивный
- Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных ситуациях
- Постоянно выкрикивает с места на занятиях в детсаду, не дождавшись, пока к нему обратятся.
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Если:
- вы наблюдаете у ребенка 5 и более признаков невнимательности из перечисленных выше и 5 и более признаков гиперактивности и импульсивности
- они устойчивы во времени -сохраняются на протяжении как минимум 6 месяцев
- устойчивы в ситуации- проявляются и дома, и в детском саду, и в гостях и тд.
Значит с большой долей вероятности можно говорить о наличии у этого ребенка синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
В чем причина детской гиперактивности?
Хотя вы и можете предположить наличие описанного синдрома сами по нашему тесту, все же синдром дефицита внимания как диагноз может поставить только врач.
По сути, данный синдром представляет собой проявление так называемых минимальных мозговых дисфункций. Это очень незначительного нарушения в деятельности центральной нервной системы.
О причинах появления подобных нарушений пока не существует единого мнения, однако уже доказано, что самой распространенной родовая микротравма шейных отделов позвоночника, которая часто своевременно не диагностируется.
На созревании мозга ребенка могут сказаться и многие другие факторы:
-- генетические (наследственная предрасположенность);
-- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
-- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания);
--длительная нехватка кислорода у ребенка (например, из-за обвития пуповины во время родов, травмы головы во время родов или в раннем детстве, токсическое поражение плода во время беременности (курение, принятие алкоголя, наркотиков матерью, работа на вредных производствах и т. п.).
Итак, особенности поведения гиперактивного ребенка имеют физиологическую основу, поэтому ребенок не может с помощью воли корректировать собственное поведение. Или же это удается ему (под давлением родителей, педагогов) с большим трудом, часто за счет подрыва здоровья…
Гиперактивный ребенок и интеллектуальные задания.
Естественно, сама гиперактивность никак не связана с уровнем развития интеллекта.
Малыш может быть очень высоко интеллектуально развит и даже одарен, но часто у таких детей возникают проблемы с учебными заданиями из-за некоторых особенностей их деятельности.
Так, особенностью умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность: ребенок может продуктивно соображать 5- 10 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, как будто «выключается», никак не реагируя на призывы взрослого продолжать выполнять задание. Перегружать гиперактивного ребенка длительными интеллектуальными заданиями, требующими высокой концентрации, нельзя. Умственную деятельность малыша должна постоянно чередоваться с физической.
Еще один интересный момент. Для поддержания умственной активности гиперактивному ребенку необходимо движение, то есть ему необходимо двигаться (крутиться, вертеться теребить что-то в руках) для того, чтобы лучше воспринимать информацию. Например, вы начинаете с ребенком разучивать стихотворение, а он начинает ползать и бегать по комнате. Вам покажется, что он ничего не запоминает, отвлекается. А он, между тем, может через некоторое время выдать заученный текст. Если же вы заставите его сесть и учить – это может занять гораздо больше времени.
Гиперактивный ребенок плохо воспринимает длинные инструкции. Если вы хотите, чтобы ребенок что-то сделал, лучше давайте ему инструкцию пошагово, особенно если это действие еще не заучено им. Например, не «оденься», а постепенно «сними майку», «одень футболку», «одень колготки» и т. д.
Как помочь гиперактивному ребенку?
Несмотря на особый подход, у гиперактивного ребенка могут проявляться трудности при выполнении некоторых заданий и повседневных действий. Потому желательно мягко корректировать выявленный синдром.
Как уже говорилось, бесполезно «тренировать» внимательность и усидчивость малыша, это может вызвать только еще большее утомление.
Во-первых, при сильной выраженности синдрома, вы можете обратиться к детскому невропатологу, который может выписать препараты, нормализующие работу мозга, успокаивающие или наоборот повышающие общий тонус организма.
Но в то же время разработаны специальные нейропсихологические упражнения для гиперактивных детей. Программу нейропсихологической коррекции может составить психолог или психофизиолог, заниматься же по ней с ребенком могут и родители. Некоторые из таких упражнений вы сможете найти в конце этой статьи.
И, наконец, многое зависит от того, насколько окружающие взрослые осознают особенности ребенка и соблюдают рекомендации по развитию ребенка. При правильном подходе синдром дефицита внимания с гиперактивностью постепенно выравнивается к концу начальной школы.
Рекомендации родителям гиперактивного ребенка.
Зафиксируем еще раз общие рекомендации.
Итак, если ваш ребенок гиперактивный :
— проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании: избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;
— если ребенок вас не слышит, повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз, стараясь не раздражаться;
— всегда выслушивайте то, что хочет сказать ребенок, уделяйте ребенку достаточно внимания;
— установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности;
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий;
— оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
— избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, когда это возможно;
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть;
— придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание, внимательность, можно использовать «дневник самоконтроля»;
— составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
— не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
— помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
— не давайте одновременно несколько указаний; задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
— вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы, наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» : лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т. д.
— поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение)
— давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия, особенно полезно плавание.
Как выявить гиперактивного ребёнка?
Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность:
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз, что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Очень часто педагоги задают себе вопрос: “Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет”.
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки импульсивности”. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.
Импульсивный ребенок :
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15—20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7—14 — о средней, 1—6 баллов — о низкой.
Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным — не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.
Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”. Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку” или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
Рекомендации родителям
1. Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших
ожиданиях и требованиях.
2. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи,
выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть. Эффективный способ напоминания для детей с СДВГ — применение специальных листов-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном месте. Кроме текста на этих листах можно разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.
3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его
завершить.
7. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах,
на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время
игр ограничивайте ребенка одним партнером.
8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.).
9. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собст венных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
10. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны
ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.
11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него
самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
12. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.
13. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.
14. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
15. Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и
нежелательное поведение.
16. Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
17. Постарайтесь создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем,
чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным, старайтесь не
разговаривать друг с другом или с ребенком на повышенных тонах.
18. Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.
19. Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает
неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то
интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать на
копленную энергию и чувства.
20. Будьте последовательны в своем воспитании. Если вы что-то запретили ребенку, то нельзя
отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то,
добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и
запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.
21. Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень
короткими (желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова.
22. В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите,
используйте технику «заезженной пластинки» — уверенным голосом повторите свое
обращение к нему слово в слово 3—4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь
своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо.
23. Научите ребенка способам совладания с гневом, ведь ребенок иногда и сам теряется от
бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые
эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.
24. Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите ему, например, если это приятно ему, вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребенку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.
25. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том, что он должен делать в
поездке или в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при
переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он вы полнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.
26. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и
непослушание шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции, протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.
27. Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным
ребенком:
предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить,повторить действия ребенка);
не приказывать, а просить (но не заискивать);
выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;
не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
в некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных
договоров-контрактов, в которых закрепляются определенные обязанности за ребенком и
поощрение родителей.