Ксения Булатова
Гимнастика в раннем возрасте до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика— это специальные тренировочные занятия, на которых мы не просто даем возможность ребенку двигаться, как он хочет, а выбираем специальные движения, намечаем определенные мышцы (или группы мышц, наиболее нуждающиеся в настоящий момент в дополнительном питании, кислороде.
Гимнастические упражнения условно подразделяются на пассивные и активные:
• Пассивные упражнения производятся руками взрослого и не требуют активного участия ребенка, например, разведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
Публикация «Гимнастика в раннем возрасте до 3 лет» размещена в разделах
• Активные упражнения делает сам ребенок.
Одежда должна быть свободной, чтобы пропускала воздух. Детям нельзя навязывать выполнение гимнастики. Поэтому нужно постараться превратить гимнастику в увлекательную игру, в которую вы можете играть и дома, и во время прогулок. Хорошо выполнять упражнения под музыку, чтобы было веселее.
При составлении комплексов гимнастических упражнений необходимо руководствоваться следующими правилами:
Нагрузка для всех мышечных групп (мышцы рук и плечевого пояса, мышцы ног и стоп, мышцы спины и всей задней мускулатуры, мышцы брюшного пресса и всей передней мускулатуры) должна быть одинаковая;
Упражнения для разных мышечных групп необходимо чередовать;
Следует чередовать исходные положения для упражнений;
Упражнения нужно чередовать с отдыхом, так как нервно-мышечный аппарат ребенка раннего возраста быстро утомляется. В грудном возрасте, когда с детьми занимаются индивидуально, отдыхом между упражнениями является массаж. У более старших детей это момент, когда ребенок смотрит, как делает упражнение взрослый;
Занимаясь гимнастикой с малышом, особое внимание надо обращать на те движения, которые часто употребляются во все возрастные периоды. Это движения, рассчитанные на перемещения тела: поворот со спины на живот, ползание, ходьба. Причем воспитанию правильной ходьбы придается большое значение, когда ребенок уже самостоятельно ходит.
Комплекс упражнений
Научить ребенка правильно ходить. При правильной ходьбе линия опоры должна проходить через пятку и второй палец ноги, при этом внутренний край стопы приподнят, что бывает при ходьбе по прямой линии с параллельным положением стоп. На занятиях гимнастикой такая ходьба воспитывается путем постепенного (по мере тренировки) сужения дорожки (от 30 до 10 см, по которой ходит ребенок.
Воспитывать чувство равновесия. От решения этой задачи зависит ловкость, смелость ребенка в тех случаях, когда ему нужно будет пройти по узкой дорожке, бревну, перешагнуть через какое-то препятствие и т. д. Для этого учите его ходить по ограниченной поверхности (начиная с поверхности шириной в 30 см и постепенно доводя ее до 20 см, поднимая ее на определенную высоту (от 15 см в 1 год 6 месяцев; до 25-30 см к концу 3-го года). К концу 3-го года ребенок сможет пройти по палке или веревке, лежащей на полу.
Заниматься профилактикой плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком (по земле, траве, то есть естественным покрытиям) или специальные упражнения (перекатывание босыми ногами карандаша, веревочки и т. д.). Можно использовать для этого специальные тренажеры.
Формировать хорошую осанку, выполняя специальные упражнения для мышц спины (ползание на четвереньках, подлезание под различные поверхности на высоте 25-30 см и т. д.
Воспитывать координацию движений. Ребенок выполняет разнообразные упражнения, заключающиеся в переступании, перепрыгивании.