Светлана Анцыферова
Гимнастика после сна
▼ Скачать + Заказать документы
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам здоровья.
Публикация «Гимнастика после сна» размещена в разделах
Сегодняшние дошкольники - это будущее третьего тысячелетия, и им необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний. Это возможно только при правильном физическом развитии и полноценном здоровье.
Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Более того сохранение и укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития.
Ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. За последние годы среди дошкольников увеличилась частота болезней костно-мышечной системы на 80%, мочеполовой - на 90%, нервной системы и органов чувств - на 35%, системы кровообращения - на 56%, кроветворных органов - на 123%. Более 50% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии организма: 30-40% детей - со стороны опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз); 20-25%- со стороны носоглотки; у 30-40% детей младшего дошкольного возраста имеются невралгические проявления. К 6-летнему возрасту увеличивается по сравнению с 3-4 летними малышами число детей с пониженной остротой зрения.
Вслушиваясь в эти цифры, мы серьезно понимаем нарастающую проблему нашего государства. Поэтому одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т. е. соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, использованию здоровьесберегающих технологий и методов и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Выдающийся отечественный физиолог И. П. Павлов определил сон как тормозное состояние нервных клеток коры больших полушарий головного мозга, возникающее вслед за их функциональной активностью в процессе бодрствования. Достаточный по длительности, глубокий сон восстанавливает работоспособность нервных клеток, что благотворно сказывается на состоянии всего организма. Для ребенка дошкольного возраста полноценный сон имеет особенно большое значение. Он не только способствует восстановлению затраченной в процессе деятельности энергии, но и создает благоприятные предпосылки для правильного роста и своевременного развития малыша.
Дневной сон принципиально важен для каждого, даже напрочь отвыкшего от него дошкольника. Хотите понять, для чего это нужно ребенку? Пожалуйста.
Во-первых, для того, чтобы быть здоровым. Дело в том, что биоритмы сна и бодрствования - главные в нашем организме. По ним природа выверяет все другие - от многолетних циклов до микроритмов, действующих на уровне клетки и занимающих буквально доли секунды. Освободив ребенка от дневного сна, мы создаем почву для рассогласования биоритмов - десинхроноза. Следствием этого чаще всего становится повышенная возбудимость и быстрое утомление ребенка, задержка его нервно-психического и физического развития. Помимо этого, наблюдается отставание в росте, ослабление иммунитета, склонность к частым простудам и детским инфекциям.
Во-вторых, для того, чтобы малыш лучше усваивал новые знания. Методом электроэнцефалографии (ЭЭГ) с помощью специальных датчиков, закрепленных на голове, ученые исследовали так называемую биоэлектрическую активность мозга - движение нервных импульсов по отросткам нейронов. Оказалось, что энцефалограмма, снятая во сне у грудного младенца, практически не отличается от таковой у взрослого человека. А вот созревание ЭЭГ, типичной для периода бодрствования, идет аж до 12-18 лет. Выходит, деятельность детского мозга во сне по качеству намного превышает работу наяву! И этому существует объяснение. По сути дела, мозг ни днем, ни ночью не отдается в объятия Морфея: он просто переключается с восприятия на режим обработки и усвоения информации, подключая к этому процессу память. Чем меньше ребенок, тем больше он должен узнать и запомнить. А значит, тем больше дневных “пауз” и дольше сон.
В-третьих, для того, чтобы малыш крепче спал ночью. Удивлены? Потому многие родители чаще всего и не настаивают на сне после обеда, чтобы ребенок пораньше укладывался вечером и пореже просыпался до утра. Ну и каков результат? Положа руку на сердце, признайте, что далеко не всегда он близок к ожидаемому. Не отдохнувший в положенные часы малыш к концу дня так перевозбуждается, что и хотел бы, да не в состоянии уснуть. А перегруженный дневными впечатлениями мозг сигнализирует о трудностях с их переработкой ночными страхами и кошмарными снами. В общем, родителям хотелось как лучше, а получилось совсем наоборот. В-четвертых, для того, чтобы сгладить воздействие на организм малыша неблагоприятного состояния окружающей среды и прочих издержек городской жизни. Ученые единодушны: городским детям требуется больше времени на сон. Ведь их нервную систему отравляют вредные выбросы, истощает шум автомагистралей, расшатывают стремительный ритм жизни и агрессивная зрительная среда - однообразно тоскливые коробки многоэтажек. Вот и устают они сильнее сверстников, растущих на лоне природы. Когда ребенок спит, мозг вырабатывает специальный защитный белок, помогающий детскому организму адаптироваться к повышенным нагрузкам. Кажется, доводов “за” дневной сон вполне достаточно. Весь вопрос лишь в том, как уложить малыша в постель после обеда, если, как он искренне утверждает, спать ему ни капельки не хочется.
Основные условия полноценного детского сна в образовательном учреждении и их обоснование:
1. Спальная комната в любое время года перед сном детей должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания детей фрамуги лучше закрыть. Но, когда все дети улягутся и воспитатель убедится, что они хорошо укрыты одеялами и заснули, фрамугу следует открыть снова. Состав воздуха в спальной от дыхания детей, испарений их тел меняется быстро, поэтому необходима "подпитка" кислородом, и тогда дети спят крепче.
Обычно взрослые боятся открыть фрамугу или окно, чтобы не простудить детей. Это неправильно. Аэрация в спальной, когда там дети, необходима. Просто нужно ориентироваться на температуру воздуха на улице и в помещении и, оценив разницу, отрегулировать длительность проветривания. Бывает так, что при детях открыть фрамугу в холодное время невозможно, так как уличный воздух попадает на детей, чьи кроватки стоят слишком близко к окнам (кстати, очень часто детсадовские работники именно этим оправдывают духоту спален во время дневного сна).
2. Раздеваться детям лучше всего, если есть такая возможность, в другом помещении. Например, в групповой. Тогда можно будет разрешить детям вставать с постели по мере пробуждения. Одеваясь, они не будут мешать спать другим детям. А вот спать детям лучше всего в одних трусиках, без маечек, так как детскому тельцу без лишней одежды комфортнее. К тому же под одеялом температура воздуха +39-40°С, а в помещении спальной всего +18-20 °С. Пока ребенок застилает постель, в которой спал, и выходит в групповую, чтобы одеться, он получает прекрасную контрастную воздушную ванну.
3. Большое значение для полноценного сна детей имеет расстояние между кроватками (по санитарным нормам оно должно быть не менее полуметра, а также и то, кто спит по соседству.
4. У детей должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться этого не так уж сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывания дети засыпают уже через пять-семь минут. В момент укладывания должна звучать фоновая музыка. Когда все дети лягут, нужно включить запись шума морского прибоя или дождя. Эти звуки дети должны слышать изо дня в день.
Обязательно пение колыбельных песен. Воспитатель может включить запись, но лучше, если дети будут слышать живой, хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они хорошо привыкли. Закончив пение колыбельной, воспитатель должен подойти к каждому ребенку и тихо прошептать только для него предназначенное ласковое слово.
Быстрый эффект дает нежное поглаживание едва касаясь волос, бровей, головы ребенка, его лба, рук, плеч. При умелых действиях воспитателя ребенок тотчас расслабляется и засыпает. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель присаживается в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Ее состояние непременно передается детям. Они спокойнее спят.
5. Следует обращать внимание на характер сна детей, их позы.
Причудливые и странные позы, как отмечают специалисты, не такое уж редкое явление. С. Ю. Мартынов указывает, что рисунок необычной позы во сне возникает чаще всего в преддверии какого-либо заболевания, либо сопровождает развившиеся у ребенка болезненные нарушения. Если при этом попытаться изменить позу ребенка, то немедленно последует возврат в исходное положение. Тому есть вполне конкретные причины.
6. Держать детей в постели после пробуждения не следует. Они начинают нервничать, шалить, у них развиваются навыки негативного поведения. Например, не считаться с другими детьми, которые в это время еще спят. Могут появиться и вредные привычки. Например, играть половыми органами. Чтобы детям было чем заняться после пробуждения, следует разучить с ними несколько несложных упражнении на спорткомплексе, тренажерах или полосе препятствий, которые могут быть установлены в групповых. Неплохо также научить их несложным приемам самомассажа, элементарным приемам закаливания. На выполнение этих действий уходит минут пятнадцать-двадцать. В этом случае дети, занятые делом, не мешают спать другим. В заключение следует особо подчеркнуть, что организация сна детей должна быть предметом особой заботы психолога. Он разрабатывает процедуру укладывания детей каждой возрастной группы и первого класса. Подбирает фонограммы. Наблюдает характер сна детей, обучает детей аутогенной тренировке, приемы которой можно использовать при укладывании.
Гимнастика после сна
Организм ребенка после сна требует постепенного «пробуждения» и подготовки к активной деятельности. Очень трудно детям дошкольного возраста пробудиться от дневного сна и включиться активно в рабочий ритм. Предлагаю ряд мероприятий, которые не только закаливают детей, но и помогают “проснуться”. Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению, способствует повышению работоспособности, психо - эмоциональной разрядке, улучшению настроения. Детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формирует привычку «быть здоровым», готовит организм к возрастающим школьным нагрузкам. Регулярное проведение гимнастики после сна имеет и воспитательное значение. Она способствует формированию у детей привычки следить за своим здоровьем.
1 вариант гимнастики после сна
Дети просыпаются под тихую спокойную музыку - музыка для релаксации. Дети выполняют ряд упражнений лё жа в постели: сгибание и разгибание ног, подтягивание согнутых в коленях ног к груди с обхватом их руками, перекрёстные движения рук и ног, упражнения “Качели” и “Велосипед”. Сидя “по-турецки” выполняем дыхательную гимнастику : “Сдуваем пёрышки”, “Нюхаем цветочек”, “Надуваем шарик”, затем точечный массаж.
Следующий этап: ходьба по “дорожке здоровья”, которая в себя включает:
а) Подлезание под дугу
б) Ходьба зигзагом между кеглей
в) Ходьба по ребристой поверхности
г) Ходьба по скакалке
д) Прыжки на двух ногах из круга в круг
Всё это способствует активному включению в рабочий ритм и даёт возможность всем детям развить выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, кроме того создаётся база для успешного овладения достаточным запасом движений и поступать в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий и к более значительным нагрузкам.
2 вариант гимнастики после сна
Воспитатель рассказывает сказку, а дети ее представляют, выполняя разнообразные приемы массажа. До тех пор, пока они не выучат приемы, рассказ должен сочетаться с показом. Сюжет сказки периодически необходимо менять, сохраняя порядок приемов массажа. Просыпаться может барсук, енот, кот…Герой может не просыпаться, а готовиться к каким-либо спортивным или иным достижениям.
1. Зима. Маленькие медвежата спят в берлоге, свернувшись калачиком, обняв ноги руками, лобиками уткнувшись в коленки.
2. Пришла весна. Светит яркое солнце. В берлоге становится сыро, не уютно. Медвежата перекатываются с боку на бок.
3. Надо просыпаться. Медвежата сели, потерли друг о друга ладошки, начали будить пальчики.
4. Погрели пальчики, начали приводить в порядок лапки. Потерли друг о друга ладошки, погладили ручки. Постучали слабо сжатым кулачком, чтобы хорошо проснулись лапочки.
5. Начинаем будить голову. Погладили себя по голове от затылка к темени. Подергали себя за волосики и вновь погладили.
6. Медвежата потерли лапы и умыли мордочки снизу вверх, не прикасаясь к ним.
7. Будим шею и плечи. Погладили шею и плечики, поразминали.
8. Медвежата славно поработали. Они довольны. Переплели пальчики, прижали ладошками к груди-вдох, повернули ладошки наружу, потянули лапочки вперед - выдох. Почувствовали, как расправляется спинка, растут медвежата.
9. Вот и готовы лапки бегать, прыгать и играть.
10. Разделились на пары, встали на четвереньки лицом друг к другу. Округлили спинку, потянули спинку кверху, пошипели; прогнули спинку, повиляли хвостиками. Выпрямили ноги, потянули хвостиками кверху, кто выше поднимет свой хвост?
11. Теперь медвежата полностью проснулись, размялись. Они готовы к играм, соревнованиям, прогулкам, словом всему, что им предложит жизнь.
3 вариант гимнастики после сна
Игровой массаж
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.
«Поиграем с носиком»
I.Организационный момент.
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
II. Основная часть.
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать росу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку».
На вдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
III.Заключительный этап.
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете Свете покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише,тише,неспеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.