Алина Белова
Гимнастика как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика как здоровьесберегающая технология.
Организация и проведение
1. Богатство нации – это прежде всего, здоровье подрастающего поколения.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Публикация «Гимнастика как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
2. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
3. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
4. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
5. К какому виду технологий относится гимнастика? Гимнастика относится к физкультурно-оздоровительным технологиям, в свою очередь, физкультурно-оздоровительные технологии имеют свои направления:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмическая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения и др.
Технологии обучения здоровому образу жизни : утренняя гимнастика, физкультурное занятие,
коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж
Коррекционные технологии : ЛФК, арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика, технологии коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.
Все перечисленные направления здоровьесберегающих технологий педагоги активно используют в системе оздоровительной работы каждого ДОУ. Далее конкретно рассмотрим различные виды гимнастик используемых в практике детских садов.
6. Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.
7. Условия проведения утренней гимнастики
Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д., в тёплую погоду – снижает, чтобы избежать перегревания организма.
8. Структура утренней гимнастики
Вступительная часть:
- построение;
- два-три вида ходьбы;
- один вид бега.
В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
Общеразвивающие упражнения для:
- мышц рук и плечевого пояса;
- мышц туловища;
- брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
- подвижные игры, ходьба, упражнения на восстановление дыхания.
9. Планирование утренней гимнастики
Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на физкультурных занятиях. Каждый новый комплекс планируется один на две недели, но
в старшем дошкольном возрасте можно планировать новый комплекс каждую неделю. Комплексы составляются из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях, так как уже знакомые упражнения выполняются правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и сокращает время на объяснение и показ.
Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных праздников и вечеров развлечений.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков, обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает качество выполнения упражнений.
10. Расстановка, раздача, сбор предметов
Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие приё мы раздачи предметов:
- воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после построения, стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику;
- воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети строятся около них;
- воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими предметами, дети по сигналу разбирают их;
- дети берут предметы разложенные на стульчиках или скамейках;
- дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;
- дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей, сеток);
- предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.
Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения упражнений.
Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности детей.
11. Возрастные особенности организации утренней гимнастики :
Параметры Ранний возраст Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
старшая группа подготовительная группа
Длительность
4-5 мин. 5-6
мин. 6-8
мин. 8-10
мин. 10-12 мин.
Размещение детей для ОРУ врассыпную или в круг в круг в звенья в 2-3 колонны (перестроение с помощью расчета детей, тройками через центр зала и др.)
Количество
общеразвивающих упражнений 3-4 4 4-5 5-6 6-8
Дозировка
Упражнений 4-5
раз 4-5
раз 5-6
раз 6-8
раз 8-10 раз
Продолжительность
бега без перерыва 10-15
сек. 15-20
сек. 20-25
сек. 25-30
сек. 30-40 сек.
12. Моторная плотность на утренней гимнастике достигается :
- специальным подбором упражнений;
- их повтором, дозировкой;
- темпом;
- использованием подвижных игр, бега;
- физкультурных пособий;
- правильной организацией детей;
- местом проведения (на воздухе);
- музыкальным сопровождением.
13. Варианты проведения утренней гимнастики
- Традиционная гимнастика с ОРУ.
- Гимнастика игрового характера.
- С использованием полосы препятствий.
- С использованием простейших тренажёров.
- С включением оздоровительных пробежек.
- Ритмическая гимнастика.
14. Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда входят общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца, но выполненные более разнообразно и эмоционально. Ритмическая гимнастика уникальна : здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов, и веселая ритмическая музыка, и яркая одежда. Все это создает положительные эмоции.
15. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам
гимнастики и позволяет решать следующие задачи:
- Формирование основ культуры движений
- Развитие основных физических качеств
- Выработка умений владеть телом, укрепление мышц
- Совершенствование работы дыхательных органов и органов кровообращения
- Повышение физической работоспособности
- Формирование красивой осанки
- Воспитание стойкого интереса и потребности к занятиям физической культурой
- Совершенствование чувства ритма
16. Последовательность разучивания комплекса ритмической гимнастики
Разучивание комплекса ритмической гимнастики условно можно разделить на три этапа.
I этап – подготовительный
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует комплекс полностью под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь нового движения с изученными ранее.
II этап – основной
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
III этап - заключительный
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений. Дети выполняют комплекс самостоятельно.
17. При разучивании комплекса ритмической гимнастики необходимо
учитывать следующие требования:
показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
18. Методика проведения ритмической гимнастики
Младший и средний дошкольный возраст:
Упражнения должны быть доступны детям этого возраста
Музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик
Показ движений должен быть зеркальным
Дети должны заниматься без обуви, иначе невозможно укрепить мышечно-связочный аппарат стопы
В комплекс необходимо включать упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего кисти и пальцев.
Постепенно можно вводить упражнения, развивающие умение ориентироваться в пространстве
Развивать двигательную произвольную память лучше всего путем неоднократного повторения знакомых упражнений.
19. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:
Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми
Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности
Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве
В движениях дети познают свое тело, его возможности
Движения детей становятся более слаженными, уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.
ть стоимость уникальной работы БЕСПЛАТНАЯ О
20. Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, координация движений, мышцы рук и позвоночника, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
21. Существует большое количество методик проведения дыхательной гимнастики. Наиболее распространенными из них являются методы К. П. Бутейко и А. Н. Стрельниковой. Но для детского восприятия они довольно сложны, поэтому в дошкольном учреждении лучше использовать специально составленные комплексы упражнений. Более всего подойдет дошкольникам звуковая дыхательная гимнастика, когда вместе с дыхательными упражнениями происходит произнесение различных звуков. Эти упражнения оказывают положительное воздействие как на весь организм в целом, так и на отдельные его системы.
22. Так, например, произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи и гортани, произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы, произнесение звука «э» способствует усвоению железа.
23. Основные правила проведения дыхательной гимнастики :
1. Вдох-носом, рот закрыт.
2. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.
3. Концентрировать внимание на выполнении упражнения.
4. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе дают значительный оздоровительный эффект.
25. Для проведения дыхательной гимнастики возможно использование различных приспособлений: свистков, воздушных шариков, трубочек для коктейля, мыльных пузырей, можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.
26. Одной из форм работы по профилактике нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз. Если не помочь глазам в борьбе с накопившейся усталостью, постепенно зрение будет ухудшаться. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Цель гимнастики для глаз : профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
27. Условия: Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя.
Время: Выполняются 2-4 мин.
Правило: При выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).
Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.
Прием проведения – наглядный показ действий педагога.
28. Виды гимнастик :
по использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.
по использованию дополнительных атрибутов, можно выделить четыре вида:
29.
- с предметами ( по просьбе педагога дети выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.)
- без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);
- с использованием специальных полей или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см (этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте, по просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории, можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие;
- с использованием ИКТ: существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения зрения, но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по ходу более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк, а затем переходить к более сложным и длинным.
30. Гимнастика пробуждения направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка, с этой целью после дневного сна проводится гимнастика пробуждения, гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.
31. Методика проведения:
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастику начинает проводится с проснувшимися детьми, постепенно присоединяются остальные дети по мере пробуждения. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
32. Структура гимнастики пробуждения :
- гимнастика в постели,
- дыхательная гимнастика (важна для профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей,
- закаливающие мероприятия с использованием дорожек здоровья, солевых дорожек, водных процедур
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.
33. В результате организации в режиме дня гимнастики пробуждения :
– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
– дети легко включаются в игровые упражнения;
– малыши получают положительный эмоциональный настрой;
– легко происходит переход ребенка к игровой деятельности.
34. Корригирующая гимнастика – один из видов специальных гимнастик. Корригирующие упражнения применяются для устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (деформации позвоночника, грудной клетки, стоп и др.). Такая гимнастика может быть организована только в детских садах компенсирующего или комбинированного вида и проводятся она специалистами по ЛФК.
Корригирующая гимнастика является разновидностью лечебной гимнастики (ЛФК) и состоит из общей и специальной частей. Общая часть – это общеукрепляющие упражнения, режим, игры, закаливание, они способствуют правильному формированию опорно-двигательной системы. Специальная коррекция (активные корригирующие упражнения) предусматривает решение главных задач:
- укрепление мышечного корсета, преимущественно мышц спины;
- профилактику и лечение функциональной недостаточности стоп;
- укрепление мышц брюшного пресса;
- предупреждение вторичных отклонений.
35. Перечисленные здоровьесберегающие технологии широко используются педагогами детских садов и способствуют сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья дошкольника становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.