Юлия Тарасенко
Конспект занятия «Животные разного времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Гиганты прошлого
Тема: «Животные разного времени».
Возрастная группа: дети от пяти до шести лет.
Форма ОД: Занятие - исследование «Путешествие по «реке времени».
Актуальность проблемы: в процессе рассматривания энциклопедии «гиганты прошлого», детьми задавалось большое количество вопросов, в связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты детьми изучена плохо и вызывает интерес.
Публикация «Конспект занятия „Животные разного времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Планируемый результат: у детей сформировано представление об историческом времени (прошлое и настоящее); сформировано представление о вымерших животных и причинах этого; представление детей о влиянии человека на живую природу позволяет делать необходимые умозаключения; знакомятся с новой профессией – палеонтолог; бережно относятся к живой природе; любознательны и познавательно активны.
Цель: Познакомить детей с древними обитателями Земли.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать представление детей о животных в историческом времени (прошлое и настоящее).
2. Развивать у детей представление о причинах вымирания животных.
3. Развивать способности выстраивать умозаключения и выводы.
4. Познакомить детей с профессией – палеонтолог, развивать связную речь,
пополнить словарь: ископаемые, раскопки, вымершие, окаменевшие.
5. Развивать любознательно-познавательную активность.
Предварительная работа:
Беседа о динозаврах по познавательному занятию. Рассматривание иллюстраций с динозаврами. Просмотр энциклопедий. Просмотр презентации: «Гиганты прошлого» Игры с фигурками динозавров. Подготовка мини – сообщений о динозаврах.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением животных прошлого и настоящего времени. Энциклопедии.
Панно: «Река времени», ножницы.
1. Обсуждение реального события
Цель: - эмоционально включать в действие, вовлекает в слушание
-использование информационных средств (энциклопедии, иллюстрации воспроизведение просмотра презентации) - задавать вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Ход занятия
Воспитатель: Дети сегодня я приглашаю Вас отправиться в путешествие, а вот куда, догадайтесь сами, отгадав загадку: Очень страшный, крупный хищник,
Как ножи его зубищи.
Вымер он давным-давно,
Встретить можно лишь в кино, (динозавр)
Воспитатель: Мы оправимся с вами в прошлое, когда на земле жили динозавры.
Когда жили динозавры? ( ответы детей: очень много лет назад, когда не было человека).
Правильно, а как мы назовем это время? То, что было давно? ( Ответы детей: прошлое.)
А как вы думаете, откуда люди узнали, что такие животные существовали в прошлом? ( ответы детей: люди находили огромные скелеты животных и учёные палеонтологи их изучали.)
Оказывается, эти существа и вправду жили на Земле, только очень давно они жили и вымерли очень давно, поэтому они и называются вымершими, а окаменелости — это останки доисторических животных и растений в камнях.
Воспитатель: - А что вы хотели бы еще узнать? ( Ответы детей: где они жили, что ели? и т. д.)
-Что мы можем сделать, чтобы узнать о них больше? Ответы детей: Прочитать в книге, сходить в музей и т. д.) Конечно, мы можем пользоваться интернетом, энциклопедиями и телевидением.
А вы бы хотели оказаться в древнем мире, когда жили динозавры?
2. Планирование совместной деятельности.
Цель: организовать совместный выбор методов исследования из уже известных воспитанникам.
Воспитатель: Но я предлагаю вам найти ответы на ваши вопросы в путешествии. Кто хочет, может присоединиться ко мне и отправиться в далекое прошлое, и сами посмотрим на обитателей доисторического мира. А на чём мы отправимся в прошлое? (ответы детей) Ну если нам нужно отправиться далеко в прошлое, то поплывём мы по «реке времени» ( воспитатель показывает панно: «река времени, присаживайтесь на стульчики – занимаем места на нашем корабле.
В морское путешествие отправимся друзья.
Увидим неизвестные мы бухты и моря.
Пройдем по океанам, рукой помашем странам.
С отважным капитаном нам штормы нипочем.
Воспитатель: (воспитатель использует просмотр иллюстраций) Вот теперь мы уж точно приплыли в доисторический мир динозавров. Посмотрите, какая необычная природа! Очень давно, планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. В то время очень много лет назад на Земле не было ни зверей, ни птиц, а тем более людей. На планете стояло вечное лето: было очень жарко и влажно. Было много водоемов, большое разнообразие растений. Хозяевами этого доисторического мира были динозавры.
Почему их называли динозавры? ( Ответы детей: потому что они были огромными, тяжёлыми, страшными, с рогами, зубами) Да, слово динозавр – означает: ужасный ящер.
Похожи ли названия динозавров на названия современных животных?
( Ответы детей: нет, их названия загадочные, непонятные, сказочные, но красивые) Воспитатель: Посмотрите, а похожи ли деревья на наши современные деревья (ответы детей, да, растительность в прошлом времени была другой, её было очень много. - Какие большие динозавры, какие они все разные. - Росту растительности и животных способствовал климат. 3 Поисково – исследовательский этап (у детей на столе лежат картинки, энциклопедии, дети работают подгруппами.) Цель: Организовать и дидактически обеспечить самостоятельный поиск воспитанниками решения проблемы и построения нового знания.
Воспитатель даёт план описания животного по вопросам, затем предлагает детям нарисовать схематический план исследования животного, куда дети будут зарисовывать ответы, (моделирование) и самим рассказать о животном. Дети отвечают своими словами, называя отличительные особенности, воспитатель дополняет, если дети затрудняются назвать животное, воспитатель называет. План описания животного : 1. Кто это? 2. Как выглядит? (чем покрыто туловище, голова сколько лап, какого размера, хвост, зубы, рога, когти, крылья, клюв и т. д.) 3. Среда обитания (суша, водоём, небо) 4. Чем питается (растениями, охотится на других животных) 5. как передвигались динозавры? (на всех четырёх лапах, только на двух) 6. Как узнать хищника и травоядного (по зубам, длинные и острые – у хищников. Широкие, плоские – травоядные) 7. Каких размеров были динозавры?
Вывод: существовало два вида животных, травоядные и хищники: у хищников были большие острые зубы, у травоядных маленькие зубы. Обратите внимание на ноги - у травоядных - ноги прямые, для долгого нахождения в стоячем положении во время поиска и поедания растительного корма. У хищников - не прямые, а с изломом в области коленных и голеностопных суставов. Это дает возможность хищникам бесшумно двигаться и совершать прыжки с места для внезапного нападения на другое животное. Динозавры были похожи на ящеров, головы как у ящериц, тело покрыто чешуёй. Они могли жить в воде, передвигаться по суше и летать в небе. Воспитатель: Как вы думаете, смогли бы люди жить рядом в эпоху динозавров с такими животными? Почему? ( ответы детей: они очень опасные, огромные, очень страшные, человеку пришлось бы защищаться от них).
Воспитатель: Вы знаете, почему они вымерли? - А хотите узнать, почему это произошло?
- Ученые считают, что на Землю упал очень большой метеорит, и на Земле стало очень холодно. Земля покрылась льдом, исчезла вода, погибли растения и все эти большие животные вымерли от голода и холода. Но, может быть проснулся вулкан, начались пожары, погибло очень много животных, а которые спаслись от огня, умерли от голода. Но прошло очень много времени и наступило на земле потепление.
Воспитатель: - А вы ребята знаете, какие животные живут на Земле в настоящее время? (дети называют животных нашего времени) некоторые животные напоминают нам динозавров, но они изменились и стали меньше в размерах. Почему современные животные изменились? ( ответы детей: изменился климат, природа). Воспитатель: Ну что же, настала пора снова вернуться в наше время, давайте сядем на наш корабль и поплывём по «реке времени», присаживайтесь на стульчики. Из морского путешествия возвращаться нам пора.
Узнали неизвестное сегодня мы друзья.
Пройдем по океанам, рукой помашем странам.
С отважным капитаном нам штормы нипочем. 4. Практический этап Воспитатель: - Дети, давайте снова посмотрим на нашу» реку времени». Да действительно это «река времени», мы совершили по ней путешествие. Она длинная и меняет цвет. - Как вы думаете, почему она меняет цвет? (ответы детей) - Я вам предлагаю самостоятельно расположить на реке картинки животных. Прошлого времени и настоящего. Животных надо расположить так, чтобы они оказались в своем времени, пользуйтесь клеевым карандашом. Дети вырезают картинки животных и закрепляют иллюстрации на панно «река времени». Сделаем вывод: что изменилось у животных настоящего времени? (Внешний вид среда обитания) - Изменился ли способ питания? (И древние, и современные животные также остались травоядными и хищниками, питались одинаково) - Как вы думаете, почему будущее время на нашей реке осталось без картинок с животными? (ответы детей) Я предлагаю продолжить эту работу, когда вы нарисуете животных будущего, и пополните ими «реку времени»
5 Рефлексивно – оценочный этап. Цель: Формировать умения самоанализа, процесса и результата собственной деятельности. Воспитатель: Что вы нового узнали на этой неделе? А, что было самым интересным? - Дети, о ком мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей) - мы говорили о динозаврах. - Назовите динозавров, которых вы запомнили? - Как же вы понимаете понятия «древние» и «современные»? (выслушиваются ответы детей) Вывод: древние - значит, были давно, современные - «идут» с нами во времени, т. е. настоящее. - Какие животные нашего времени немного похожи на древних? ( ответы детей: крокодилы, слоны, акулы, черепахи, ящерицы, змеи и т. д.)
(На столе лежат фишки - кружочки – рефлексия деятельности). Воспитатель предлагает каждому взять фишку и показать:
Красный – было интересно узнать, занимательно;
Голубой - мне не всё понятно.
Зеленый - трудно, но интересно;
- Я предлагаю продолжить эту работу, когда вы нарисуете животных будущего, и пополните ими «реку времени».
- На этом наше путешествие закончилось.