Наталья Пуховская
Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие во времени к истокам старины»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию на тему :
«Путешествие во времени к истокам старины»
Цель: Формирование духовно-нравственной основы личности дошкольников.
Задачи: Активизировать мышление детей, умение перевоплощаться и абстрагироваться;
Формировать представления детей об истории нашего народа, развивать эстетические чувства, эмоции, восприятие, интерес к прошлому;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию „Путешествие во времени к истокам старины“» размещена в разделах
Воспитывать чувство привязанности к своему родному, приобщить к истокам русской народной и бурятской культуры;
Обогащать и активизировать словарь детей.
Материалы и оборудование: ИКТ, презентация быта бурятского народа, элементы одежды бурятского народа, четыре стула, четыре платка, разноцветные картонные круги, атрибуты русского народа (печь, самовар, скатерть, салфетки ажурные, кочерга, прялка, платки, деревянная посуда, чугунок, элементы русской одежды, кусочки ткани, цветные нитки, краски, кисточки, шаблоны подковы, киндер сюрприз).
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, как можно назвать время, в котором мы с вами живем?
Дети: Настоящее
Воспитатель : А как будет называться время о прошлых событиях?
Дети: Прошлое
Воспитатель : Ребята, а возможно человеку вернуться в прошлое?
Дети: Нет
Воспитатель : Почему вы так думаете?
Дети: Время движется в одну сторону, его нельзя повернуть назад.
Воспитатель : Да! А, где, на чём, у нас в группе можно показать, что время движется только вперёд. (Правильно, часы.) (Поразмышляем о том, можно ли вернуть то, что уже было, придем к выводу, что время как река, течет только вперед, но мы в состоянии вспомнить о том, что было с нами раньше). Обсудим, как можно узнать о том, что было давным-давно.
Воспитатель : А, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом, во времена, когда жили наши бабушки и дедушки. Ведь наши бабушки и дедушки нам кто? (Семья) Что они делали, чем занимались, как оберегали свою семью.
Воспитатель : Как мы можем узнать, как же жили люди в прошлом? (Ответы детей)
Воспитатель : И сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие.
Как мы можем отправиться в путешествие? (Варианты детей) Сегодня у нас необычное передвижение – путешествие во времени. По волшебной реке времени в далекое-далекое прошлое на несколько веков назад.
Воспитатель : Чтобы путешествовать во времени, нужно знать простые правила. Какие? ( Ответы детей: не баловаться, громко не разговаривать). Готовы? Для того, чтобы наше путешествие началось, мы должны себе открыть путь. Любые пути открываются добрыми словами.
Д/и «Скажи наоборот»
Воспитатель : Давайте превратим простые слова, которые я буду вам называть, в добрые, хорошие слова.
Грустный-веселый
Медленный-быстрый
Глупый-умный
Ленивый-трудолюбивый
Трудный-легкий
Трусливый-храбрый
Твердый-мягкий
Темный-светлый
Больной-здоровый
Крикливый-молчаливый
Безобразный-красивый
Страшный-красивый
Далекий-близкий
Старый-молодой
Грязный-чистый
Черный-белый
Слабый-сильный
Мокрый-сухой
Тяжелый-легкий
Закрытый-открытый
Скучный-интересный
Злой-добрый
Воспитатель : О! Вы большие молодцы! (Звучит музыка-знак к продолжению пути) Слышите? Звучит музыка? Значит, путь открыт. А теперь закройте глаза и представьте, что мы с вами по волшебной реке времени отправились в путь.
Воспитатель : (рассказывает) : Давным-давно, когда всё было по другому: не было больших многоэтажных домов, быстрых красивых машин, телевизоров и ваши бабушки и дедушки были такого же возраста как и вы, было так…
Послушайте загадку.
Воспитатель : Загадка про избу
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
Открывайте глаза. (Макет избы с элементами быта русского народа) (На лавочке лежат детали русской одежды)
(Ребятишки надевают одежду)
Мы совершим путешествие по русской избе, её называли «Горницей», а по другому «Горенка». Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей)
Воспитатель : Красный угол в русской избе - это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Угощали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».
Воспитатель : А, сейчас еще загадка.
Загадка про печь.
В избе стоит изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
( Ответ: Печь)
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
С печью связан весь быт, вся жизнь. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Воспитатель : Печь не только обогревала избу, с её помощью можно было сделать много разных вещей. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей). В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. И даже можно было мыться. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. И если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали в новую печь.
Почти все в избе делалось своими руками.
Загадки про кухонную утварь
• Две галочки сидят на одной палочке.
(Ведра на коромысле)
• Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
• Шипит и кипит, всем пить чай велит.
(самовар)
• Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок- скок и сел в уголок.
(веник)
• Черный конь скачет в огонь.
(кочерга)
• Новая посуда, а вся в дырах.
(решето)
• Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет клетки кладет.
(лапти)
• Что в избе за коровьи рога?
(ухват)
Русский народ всегда славился своим гостеприимством. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните, в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).
Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно.
Воспитатель : На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице».
Воспитатель : Ну, а сейчас я предлагаю поиграть и запомнить всё, о чём мы узнали.
Д/И «Найди нужный предмет» (Задания разного уровня сложности) (подгрупповая работа) На ребенка наклеиваются стикеры разного цвета. Группы образуются по цветам.
1. Подобрать картинки, которые подходят для избы
2. Какую одежду носили в древности
3. Какими инструментами пользовались
4. Подобрать заплатки на платье, с элементами русской росписи. (После выполнения задания, дети объясняют, как выполнили, почему)
Воспитатель : (Звучит музыка -знак к продолжению пути) Ну, что отправляемся дальше? Но, посмотрите, у нас на пути болото (с разноцветными кочками). Кто знает правило, как пройти правильно, чтобы не утонуть?
Дети: Нельзя два раза наступать на один и тот же цвет.
(Подходим к проектору, там тоже лежат элементы одежды-бурятской)
Воспитатель : Загадка про юрту.
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла –
Ни единого угла. (Юрта)
Слайд 1. Юрта
Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю-мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются на подушки перед экраном. (Почему так сели) (Варианты детей)
Слайд 2. Убранство юрты
Воспитатель : Юрта – лучшее жильё, придуманное человеком - кочевником. Юрта делилась на две части - восточная сторона – женская часть юрты. Здесь размещались предметы, относящиеся к женскому труду. Западная сторона считается мужской стороной. Здесь принимали гостей, хранили оружие, конскую сбрую.
Воспитатель : Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
Чем же обогревалась юрта? (посередине юрты был очаг, где разжигали огонь, который обогревал юрту) Буряты почитают, уважают огонь, при переезде они не бросали огонь на старом месте, а переносили его на новое место.
Воспитатель : Жили буряты в улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. Буряты часто кочевали с места на место. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)
Воспитатель : Буряты издревле были кочевниками. Так как буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Вот и мы давайте перекочуем на пастбище, соберем юрту и немного поиграем.
Подвижная игра «Юрта»
Дети разбиваются на несколько команд по 4 человека. Необходимый инвентарь – на каждую команду нужен один стул и один платок, повешенный на стул. Дети встают в круг каждая четверка вокруг своего стула и, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:
Мы весёлые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Затем дети встают в общий круг, и пока будет звучать бубен, водят один общий хоровод. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему стулу. Дети берут платок за четыре угла и натягивают его над головой в виде шатра. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту.
Звучит музыка -знак к продолжению пути)
Воспитатель : Ну, что продолжим экскурсию (садимся опять на подушки)
Воспитатель : Они кочевали по степям - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных священных животных. Вы знаете их? (Ответы детей)
Слайд 3 Животные
Козы, бараны, лошади, верблюды и коровы. Почему этих животных считали священными? За что? (Варианты ответов)
• Верблюд считается неприкосновенным посланником высшего божества,
• на коне завоевывались новые пространства,
• корова давала молоко, молоком матери, бабушки «брызгали» устанавливая связь с космосом.
• Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу,
• овца – тепло, гармонию, плодородие.
Раньше, лет сто назад буряты ходили только в своих национальных одеждах.
У бурят есть такой обычай: сначала они одевают гуталы (обувь, затем дэгэл (одежда, причем застегивают его, начиная с нижней пуговицы, завязывают пояс, а уже в последнюю очередь одевают малхэ (шапку).
Воспитатель : Почему так одеваются? В таком порядке? Это делается для того, чтобы жизнь была долгой, долгой. Правда, интересный обычай? Кстати, каждая деталь в костюме имеет значение и определенное положение, которого нельзя нарушать при создании этой одежды.
Слайд 4 Гобелены
Воспитатель : Что думаете это такое? Большие гобелены, сотканные из конского волоса. Такой материал использовался вовсе не из-за дефицита ткани, буряты верили, что конский волос поможет отогнать злых духов. В старину сильные шаманы вселяли духов в разные фигурки, например в самодельные куклы, которые потом хранили в семье целые поколения. Такую куклу следовало помещать в самом почетном месте жилища, кормить и задабривать лакомствами.
Звучит музыка-знак к продолжению пути
Воспитатель : Ну, что ж, ребята! Наше путешествие во времени подошло к концу. Вам понравилось путешествие во времени? А, расскажете ли вы своим родителям, чем мы сегодня с вами занимались? А, хотите, чтобы ваша семья всегда была под защитой? Что, мы, можем для этого сделать? (Талисман, оберег)
Воспитатель : Но, так как занятие наше закончилось, как же мы сделаем оберег. (Ответы детей-в другое время, после сна)
(Если время останется можно приступить к изготовлению оберегов, талисманы)