Ольга Титаева
Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник, получается – «поиск тайника в земле».
Публикация «Геокешинг — одна из современных технологий дошкольного образования» размещена в разделах
«Образовательный геокешинг» — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делают обучение интересным, творческим и значимым для участников.
В ходе игры геокешинг дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Оно позволяет вынести обучение за рамки детского сада. Это лучший способ познакомить детей с природой родного края, достопримечательностями и историческим значением нашего города. Ведь клад можно найти не только в земле, но и во всем многообразии нашего окружающего мира. Но что самое главное, воспитанники получают радость от общения со сверстниками, малышами и взрослыми.
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата, что является важным условием реализации ФГОС ДО.
Существует методика организации геокешинга с детьми дошкольного возраста.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми дошкольного возраста и их родителями, законными представителями, включает в себя 4 этапа:
1. этап– предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося на территории за территорией учреждения. Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2. этап– подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3. этап– проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.
4. этап– презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Технологию геокешинга можно использовать в работе с детьми разного возраста.
Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру, которая готовит их к геокешингу. Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам. Дети средней группы в квест-игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокешинг в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется подбору музыки и подготовке игровых презентаций.
Дети старшего возраста: Первый этап игры начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т. п.). Что помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Во время данного этапа активно используются здоровьесберегающие технологии. Проводится разминка. Организуются эстафеты. После этого дети получают карты, схемы, необходимые во втором этапе игры.
Второй этап - это квест-игра в здании детского сада. Дети должны пройти по заданному маршруту и найти «клады», следуя ориентирам, представленным на картах или схемах. В это время дети выполняют различные задания, как интеллектуального, так и физического характера. Благодаря данному этапу, ребенок изучает здание детского сада, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.
Третий этап игры проходит на улице. Во время уличной части игры геокешинг дети совершают длительную пешую прогулку, своеобразный мини-поход по территории детского сада, передвигаясь с помощью карты. Неожиданная встреча в пути может произойти со сказочными персонажами. Дети могут пригласить персонажа поиграть с ними, вместе разрешить проблему. На улице обычно дети находят клад, ключи или подсказки.
Заключительный этап игры - открывается клад и подводится итог путешествия, в ходе которого в игровой форме проводится образовательная беседа.
В своей работе использовать технологию геокешинга я начала с детьми старшего дошкольного возраста. При разработке системы работы мной были поставлены следующие задачи:
Способствовать расширению и уточнению знаний детей об окружающем мире.
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.
Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
При осуществлении работы первоначальной задачей для меня являлось научить детей ориентироваться в пространстве, будь то карта, схема, макет территории группы, участка, района или сама местность. Так мы с детьми учились находить игрушки по группе. Например, использовали проблемную ситуацию «Потерялась кукла». Находили их с помощью простых схем, загадок, записок. В конце подводили итог, что игрушки надо убирать, поддерживать порядок в группе. Далее задания усложнялись - с помощью карты мы «путешествовали» внутри детского сада, знакомились с темой «Профессии детского сада».
Наиболее эффективными формами и методами, используемыми на начальном этапе реализации технологии «образовательного геокешинга» я считаю:
• познавательные беседы;
• экскурсии по территории детского сада;
• минутки размышлений;
• составление карт, схем, изготовление макетов;
• игры и упражнения типа: графический диктант.
Следующим этапом стал переход игры на улицу. Где была возможность использовать более расширенную территорию в поиске кладов.
Необходимо было заинтересовать детей поисковой деятельностью через игры - путешествия: «Остров сокровищ», «Наш участок», «Найди друга», «Поиски клада», «Остров здоровья». Для этого детям давался план территории детского сада, карта, на которой были обозначены станции, задания и итоговый «тайник».
Игру «Геокешинг» можно использовать для реализации воспитательно-образовательных задач по любой образовательной области.
Например:
Образовательная область «Познавательное развитие» - можно предлагать детям задания и решать задачи экологической и математической направленности: использовать устный счет, сравнивать предметы, находить предметы определенной формы, выполнять задания на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» - выполнять задания по картинкам, составлять рассказы по ним и находить ответ.
Образовательная область «Физическое развитие» - реализуется двигательная активность детей. Дети, идя к цели, преодолевают на своем пути разнообразные препятствия в виде основных видов движений, танцевальных и ритмических упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - благодаря геокешингу дети учатся взаимодействовать друг с другом для достижения единой цели, используются задания на формирование безопасного поведения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыки в виде музыкального оформления игры, задания на узнавание музыкальных инструментов, художников, и т. д…. Возможно использование заданий на построение определенных или творческих построек из конструктора.
Таким образом, геокешинг позволяет наполнять содержание различными заданиями в зависимости от реализуемых задач.
Работа с родителями – необходимый этап в реализации технологии. Образовательный геокешинг вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Родители моих воспитанников стали большими помощниками в реализации работы по данной теме. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без эффективного контакта с семьей. Свое общение с родителями строим на основе сотрудничества, используя не только традиционные, классические собрания, на которых родители узнают о формах реализации технологии «образовательного геокешига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка, но и интерактивные формы взаимодействия. Они помогли сделать макет нашего детского сада, который незаменим для реализации данной технологии. В дальнейшем планируем сделать макет веранды и игровых площадок с песочницами и цветниками.
Пользуются большой популярностью «домашние задания» для родителей и детей в форме игры «Семейный геокешинг». Польза от таких семейных путешествий неоценима, важна и эмоционально заряжена, что обеспечивает незабываемость детских ощущений.
Геокешинг, как вид организации образования подходит и педагогам. Так, знакомя педагогов ДОУ Кстовского муниципального района с данной технологией и своим опытом работы по ней, я провела игру-геокешинг на тему «В здоровом теле – здоровый дух».
Это оказалось не только интересно, но и сложно даже взрослым, и мы добились главной задачи – это показать на практике способы организации познавательной деятельности детей с использованием потенциала геокешинга. Педагоги сделали вывод, что данная педагогическая технология помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество, что способствует позитивной социализации ребёнка, его всестороннему личностному развитию, на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
В результате проведенной системы работы дети стали более самостоятельными, инициативными, рассудительными и уверенными в себе. Дети научились работать не только с картами, используемыми для геокешинга, но и лучше стали разбираться в различных других схемах: мнемотаблицы, карты-схемы выполнения различных ОВД, карты-схемы организации построек из конструктора. Отмечается положительная динамика во взаимодействии между воспитанниками: стали более коммуникабельными, умеют договариваться, планировать процесс совместной деятельности. А самое главное – это то, что дети увлечены этим процессом, им нравится участвовать в таких играх. А ведь всем известно, что если знания, получаемые ребенком, подкрепляются эмоционально – гораздо прочнее осваиваются им.
С уверенностью можно сказать, что геокешинг является эффективной технологией дошкольного образования, позволяющей через игровую деятельность реализовывать различные задачи дошкольного образования детей.
Литература:
1. Доронина Е. Ю. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО//Дошкольник РФ. – 19.09.2018
2. Качалова Т., Федюшкина Е. Новый формат летней оздоровительной работы с детьми – геокешинг // Справочник старшего воспитателя. – 2018. - №7.
3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка-Синтез, 2016. – 368 с.
4. Павленко В. И. Образовательный геокэшинг как комплексный метод развития дошкольников. – УрокРФ. - Режим доступа: https://урок. рф/library/obrazovatelnij_geokeshing_115243.html
5. Федяева О. В. Потенциал образовательного геокешинга в развитии самостоятельности и любознательности у детей дошкольного возраста. – Дошколенок. ру, 2020. – Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/stati/16472-potentsial-obrazovatelnogo-geokeshinga.html