Людмила Радец Сидоренко
Гендерный подход в аспекте социально-личностного, трудового развития и воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе перед педагогами наряду с традиционными проблемами возникают и новые, которые не были знакомы педагогам и родителям 100-150 лет назад. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей. Отсюда вытекает новая проблема для педагогов : актуальность полоролевого воспитания у детей.
Публикация «Гендерный подход в аспекте социально-личностного, трудового развития и воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. В современном же обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.
На основе многочисленных исследований, ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Методологическую основу работы составили учёные, такие как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, которые рассматривают первые годы жизни как критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.
Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению некоторых исследователей приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.
Мы сами в процессе работы можем наблюдать, что содержание игр детей вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети порой не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится. Ребенок понимает, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами. Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывал меня.» Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Очевидно, что для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении. Задача воспитателя : подобрать для родителей и донести до них в удобной форме необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить их в деятельность образовательного учреждения.
Компетентность родителей предполагает овладение ими основами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического плана.
Поэтому педагогами ДОУ были подготовлены различные консультации для родителей: "Игры мальчиков и девочек", «Гендерное воспитание дошкольников» и др. Родителям мы рекомендовали произведения для чтения дома с детьми. Из сказок, произведений на основе былин, рассказов о защитниках Отечества, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, готовность помочь слабым, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С. Я. Маршака (Пожар, (Рассказ о неизвестном герое) и другие.
Родители вместе с детьми участвовали в подготовке театрализованных представлений, утренниках, посвящённых 23 февраля и 8 марта, развлечениях, изготовлении костюмов для мальчиков и девочек на эти мероприятия.
Начиная работу по ФГОС, в направлении социально – личностного развития мы формируем у детей развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства к принадлежности к своей семье, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Реализуется всё это в различных видах деятельности: игровой, трудовой, познавательной.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание.
Реализация интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. Мы в своей группе для игровой деятельности мальчиков и девочек отвели разное пространство. Игрушки для детей подобраны с учётом полового признака.
В группе создано много уголков. Мальчики предпочитают конструировать и моделировать, развивая творческие способности. Девочки играют чаще в таких уголках, как «Семья», «Парикмахерская», «Школа», «Больница», «Магазин».
Мы создали в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в строительном.
В группах созданы различные уголки для развития детей (уголки творчества, природы, сюжетно – ролевых игр). В них материал и задания подобраны с учётом пола детей. В уголках творчества подобраны раскраски, трафареты, образцы и для девочек и для мальчиков (для девочек – принцессы, цветы, куклы, для мальчиков – машинки, героев любимых мальчиковых мультфильмов). В театральном уголке есть атрибуты для переодевания и для мальчиков и для девочек. Таким образом, мы видим, что развитию гендерной идентичности у дошкольников способствует насыщение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Так же у нас есть разные настольные и дидактические игры для девочек и мальчиков.
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
А это как раз является «больным» вопросом и для нашего ДОУ, да и для других. В то время когда мы видим красочные модули и оборудования в журналах и по телевизору, нам приходится довольствоваться самодельным, которое делаем сами или с помощью родителей. Детям чаще приходится играть, что они приносят из дома, т. к. материальная база детского сада не позволяет предоставить детям такое оборудование.
Гендерный аспект в организации работы с детьми учитывается при планировании образовательной деятельности в режимные моменты и при организации НОД.
Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.
Мы учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.
Физическое развитие : на утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам даём различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки.
При подборе для чтения художественной литературы акцентируем внимание детей на черты характера, поступки, поведение мальчиков и девочек.
Музыка: при постановки танцев учитываем пол ребё нка: используем парные танцы. Где мальчики обязательно приглашают девочек, галантно кланяются, приглашая их на танец, а девочки в ответ приседают. После танца мальчики провожают девочек за руку на место.
Гендерный подход находит своё отражение в нашем саду и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти.
Гендерный подход находит своё отражение в нашем детском саду и в организации трудового воспитания дошкольников.
Внося свою лепту в разработку проблемы гендерного воспитания, мы сделали акцент на нравственно-трудовое воспитание дошкольников.
На первых порах целесообразно создавать пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Детям создаём игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол). При этом мы поощряем мальчиков в помощи девочкам.
Девочки поддерживают и наводят порядок в групповой комнате: моют игрушки, растения, дежурят по столовой, включаются в дежурство в уголке природы, занимаются посадкой семян в цветнике.
В группе, например, при мытье игрушек можно разделить поручения: мальчики – приносят воду, а девочки – стирают и вешают кукольную одежду на верёвку.
Мальчики, выходя на прогулку, помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно.
В прошлом учебном году, работая в старшей группе, мы с детьми работали на участке и в цветнике, где дети приобрели разнообразные трудовые навыки, освоили приемы ухода за растениями. Девочки помогали сажать семена цветов, рассаду, а мальчики копали лунки для рассады и охотно поливали их.
С детьми мы в прошлом году посадили деревья, где мальчики копали лунку, а девочки сажали деревья, а затем поливали. Осенью вместе с дворником девочки сгребали листья, мальчики выносили их.
В старшей группе изучают основы простейшей кулинарии. Летом и осенью при уборке урожая они помогают при приготовлении летних салатов из свежих овощей.
При организации ручного труда мальчикам предлагается сделать кораблики, самолётики, вертушки ветровые, а девочкам – цветы, бабочек и т. д.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей принесла положительные результаты.
У детей расширился кругозор, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола, пожелаем им, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.
Повысился уровень психолого - педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.