Егорова Татьяна Анатольевна
Гендерные различия страхов у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
Гендер является очень важной социальной переменной.
Эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.
В возрасте 6-7 лет у детей происходят серьезные изменения специфики страхов. Страх, имеющий, свой источник во внешнем мире в этом возрасте теряет свое значение в психике ребенка, и на первое место выходит возни-кающий страх, имеющий свой источник в сознании и проявляющийся большей частью в чувстве вины.
Публикация «Гендерные различия страхов у детей 6–7 лет» размещена в разделах
Ведущим страхом дошкольного возраста является страх смерти. Страх смерти – своего рода нравственно – этическая категория, указывающая на зрелость чувств, их глубину, поэтому наиболее выражен у чувствительных и впечатлительных детей. Страх смерти чаще встречается у девочек, чем у мальчиков, что связано с более выраженным у них инстинктом самосохранения.
Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти себя, а в последующем, родителей, со страхами чужих незнакомых людей, начиная с восьми – десяти месяцев жизни. То есть мальчик, боящихся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противостояния.
Из других типичных для возраста страхов следует отметить страх - глубины - у мальчиков 6-7 лет, у девочек – 7 лет; страшных снов – мальчиков 6 лет, у девочек – 6-7 лет; страх огня – у мальчиков в 6 лет, у девочек -6,7 и 9 лет.
Нарастает в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне в дальнейшем, страх пожара в 6-7 лет у мальчиков и в 7 лет у девочек; страх нападения – в 6-7 лет у мальчиков и в 7 лет у девочек; страх войны – в 6-7 лет у мальчиков, в 7 лет у девочек.
В отличие от мальчиков у девочек в данном возрасте подчеркнуты страхи : заболеть в 7 лет, наказания в 7 лет, перед засыпанием 6-8 лет и сказочных персонажей.
Значительное место занимают «школьные страхи» у детей 6-7 лет, причем, у девочек они встречаются чаще, чем у мальчиков. Школьные страхи актуальны на протяжении всего дошкольного детства, к ним относятся страх опоздать на занятия, страх наказания, страх не соответствовать требованиям родителей.
На количество страхов у девочек и мальчиков оказывает влияние состав семьи. У девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями. Именно, в 6-7 лет дети в наибольшей степени стремятся идентифицировать себя с родителями того же пола, то есть мальчики хотят быть во всем похожими на отца, как представителя мужского пола, а девочки на мать. Если у мальчиков отсутствие отца, незащищенность им и чрезмерно опекающее, замещающие отношение матери ведут к несамостоятельности, инфантильности и страхам, то у девочек нарастание страхов зависит скорее от самого факта общения с беспокойной, лишенной опоры матерью.
Таким образом, у девочек вообще больше страхов, чем у мальчиков, к тому же страхи теснее связаны между собой, т. е. больше взаимодействуют и влияют друг на друга не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Словом, страхи у девочек теснее связаны с формирующейся структурой личности, и, теснее всего, с ее эмоциональной сферой.
На дошкольный возраст приходится пик ночных кошмаров, поскольку ребенок самым активным образом набирается жизненного опыта. Как правило, в таких снах детей преследуют животные и страшные воображаемые существа. Частые, с повторяющимся сюжетом ночные кошмары требуют особого исследования.
Согласно данным, представленным в книге А. Захарова «Развитие умственных способностей детей», менее всего подвержены страхам мальчики в 4 года, а девочки в 3 года, т. е. в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков и, особенно у девочек заметно возрастает. С приходом умения планировать свои действия и предвидеть действия других, появления способности к сопереживанию, чувству стыда, вины, гордости и самолюбия усложняется и психологическая структура страхов. У старших дошкольников (5-7 лет) А. Захаров обнаруживает в наиболее выраженной форме следующие страхи : пожара, стихии (конкретно - землетрясения, глубины и наказания со стороны родителей. Кроме этого свойственны детям 6-летнего возраста страхи нападения, животных (змей, медведя, страшных снов и огня. Страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети больше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо более реальную опасность. А. Захарова также указывает, что в 6-7 лет дети заметно боятся змей, укус которых смертелен; крайне болезненно переносят операции, в том числе удаление аденоидов и миндалин.
В этом же возрасте, как утверждает А. Захаров, и мальчики и девочки могут бояться страшных сновидений и смерти во сне. «В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти. В 5-8 лет страх отсутствия матери выражается во сне конкретным страхом ее потери и смерти. В этом возрасте ребенок впервые ощущает, что смерть - это неизбежное, что человеческая жизнь не бесконечна. Страх смерти появляется как аффективно-заостренное выражение инстинкта самосохранения. Этот страх, как и большинство других страхов, присущ эмоционально чувствительным детям и полностью отсутствует при задержке психического развития, психопатоподобном, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом. С появлением страха смерти наивный период в жизни детей постепенно завершается, уточняет автор. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера».
Детские страхи - явление обычное для детского развития. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т. е. у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Уровень умственного развития имеет прямое отношение к характеру детских страхов. Страх у ребенка может появиться в результате личного опыта, но чаще всего он заимствуется из его социального окружения. Родители совершают большую ошибку, если сознательно или бессознательно заставляют ребенка бояться чего-то, и еще большую - когда не обращают внимания на признаки страха у ребенка.