Матвеичева Ольга Николаевна
Гендерное воспитание подростка
▼ Скачать + Заказать документы
Мальчиками и девочками рождаются, а мужчинами и женщинами становятся. От того, с кем себя будет отождествлять подросток, зависит то, каким он вырастет: невнятным персонажем или полноценным представителем своего пола, с присущим ему образом и моделями поведения.
Полезно вспомнить, что набор физических характеристик – это пол. А гендер – пол с социальной точки зрения: набор стратегий поведения, ощущений, восприятия себя в соответствии с определенным полом. В каждой культуре ему соответствует набор стереотипов: что должны и что не должны делать мальчики и девочки. С младенчества гендерные модели поведения формируются у ребенка через подражание, повторение за родителем своего пола.
Публикация «Гендерное воспитание подростка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Главной чертой подросткового периода является желание обрести самостоятельность, отделиться от родителей. Наблюдения за родителями часто не дают подростку ответа на вопрос, как вести себя в межполовых отношениях. В лучшем случае он видит, как родители проявляют заботу друг о друге, но чаще всего, к сожалению, не видит и этого. Дети ищут новые модели для подражания и ответы на актуальный запрос – как быть успешным и популярным среди сверстников, как позиционировать себя, как привлекать внимание противоположного пола – и обращаются к образам современной массовой культуры и к Интернету.
Допустим, ребенок «подсел» на некоего видеоблогера и стремится подражать ей (ему) в позиционировании, одежде и образе мыслей. А видеоблогер – несуразный персонаж, который одевается так, что не поймешь – мальчик он или девочка, ведет себя вызывающе и похабно, транслирует сомнительный образ жизни….
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Происходит унификация полов: «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин. Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность, т. е несоблюдение необходимого перераспределения социальных ролей мужчины и женщины с учетом различия между полами.
Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков с гендерной позиции.
Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Их психика различается.
У мальчиков и девочек разный стиль мышления, выражения эмоций.
За этими различия – длительная эволюция мужского и женского пола, разные механизмы организации мозга, а, следовательно, и психики.
У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У них разный биологический возраст. Они развиваются и созревают разновременно. Мальчики младше девочек-ровестниц по биологическому возрасту. У них позже развиваются лобные доли мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением.
Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых. Они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность.
Так что воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
В подростковом возрасте у девочек раньше, чем у мальчиков проявляется повышенный интерес к противоположному полу, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.
Рекомендации по воспитанию девочек :
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты" : мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
Рекомендации по воспитанию мальчиков :
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе : он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Необходимо отметить, что самым важным фактором формирования гендерной культуры подростков является семья.