света сироткина
Гендерное воспитание в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание в условиях детского сада
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Публикация «Гендерное воспитание в условиях детского сада» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменится - мальчики становятся мужчинами, а девочки- женщинами.
Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.
Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей в детском саду вызывало тревогу: некоторые дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договориться в игре, распределить роли между собой.
В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.
Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей.
Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я
поставила для себя необходимое решение следующих задач:
- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
- создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;
-Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.
Я выделила главные условия гендерной социализации детей :
-Предметно- развивающая среда;
-Оформление группы, с учётом гендерных различий;
-Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей;
-Работа с семьёй.
Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой
идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных
стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает
предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий
формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-создание
специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного
воспитательно - образовательного, духовного и предметного пространства,
обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или девочки,
превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе
полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаиЁЁодействие с детьми своего и
другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и
закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых
способов полоролевого поведения.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков : «Пожарные»,»Моряки»,»Военные», «Космонавты», «Строители». Для девочек – «Салон красоты», «Ателье», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами: одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть
формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую
мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и
предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.
В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие маркеры гендерных различий :
-Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа, дверца шкафов разного цвета: голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -девочкам).
-Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.
-Расчё ски индивидуальные: у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-голубые, зелёные.
-На кроватях детей- рисунки сказочных героев: мужского и женского типа.
Гендерный подход находит своё отражение при организации
образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам» : для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической теме «Игрушки» как счё тный материал можно использовать: для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Например: мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», и др.
Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). В центре речевого развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.
Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения
задач полоролевого воспитания детей.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.
Формы работы с семьё й разнообразны: обсуждаем различные педагогические
ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной половой
идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать сыновей и
дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему
«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками»; консультации «Женские и
мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения
между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания мальчиков и
девочек.
В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди детей:«Портрет мамочки»; «Портрет папы». На 8 Марта провели -чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…
Работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.