Бабарико Жанна Сергеевна
Гендерная идентичность детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерная идентичность детей дошкольного возраста
РЕЧЬ
Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
Публикация «Гендерная идентичность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
ЗВУКИ
Так, например, девочки лучше воспринимают высокочастотные звуки. Поэтому во взрослом состоянии, будучи мамами, они всегда просыпаются, если заплачет их ребенок. А мужчина в это время будет спокойно спать и не среагирует на плач. Мальчики лучше ориентируются в пространстве и понимают, откуда идет звук. Это особенность сформировалась с давних времён, когда мужчины охотились.
ЗРЕНИЕ
У девочек раньше созревает острота зрения и очень хорошее периферическое зрение. С детства они могут видеть вокруг себя пространство под углом 45° (вверх, вниз, влево, вправо). У девочек наблюдается сходство периферического зрения с животными. Мальчики же хорошо видят преимущественно только то, что находится впереди, а точность глазомера у них выше, чем у девочек
ВОСПРИЯТИЕ
У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Однако, мнение учёных по этим вопросам расходятся. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики.
Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
У мальчиков более яркая реакция на новый стимул, чем у девочек (мужчины в любом возрасте осваивают что – то новое, а женщины – привычное).
ИГРЫ
Мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют активность.
Мальчики, организуя сюжетно-ролевые игры, используют все пространство, отведённое для игр, им физиологически нужно больше пространства, т. к. в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.)
Девочки любят играть на ограниченной территории, им требуется небольшое пространство с множеством мелких игрушек, кукол и прочей атрибутики.
МЫШЛЕНИЕ
У мальчиков развиты выше, чем у девочек математические способности. У мальчиков преобладает мышление обобщенное, абстрактное. Мальчики предпочитают манипулировать с геометрическими формами. У девочек мышление более конкретное, повышенное внимание к деталям. У мальчиков быстрее утомляется левое полушарие, оно отвечает за речевое мышление, логические операции. У девочек быстрее утомляется правое полушарие, которое отвечает за образное мышление, эмоциональное самочувствие. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными задачами.
ОБЩЕНИЕ
Мальчики ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, при этом они более агрессивны, чем девочки. Девочки готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор.
ПОХВАЛА
Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как. Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее понравилась ли она. Однако и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница».
Затем я с интересом изучила сама и предлагаю вашему вниманию характерные особенности изобразительной деятельности мальчиков и девочек.
Моторика
У девочек более раннее созревание моторики, лучше развита тонкая координация. Мальчики обладают лучшими механическими способностями, но у них большая утомляемость мышечной усталости. Кисть мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года. У девочек хорошо выражен механизм симметрии, а у мальчиков наблюдается ассиметрия.
Работоспособность
Девочки скорее включаются в работу и после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп. У мальчиков пик работоспособности приходится на конец занятия
Предпочтение цвета
Мальчики ограничиваются несколькими цветами. Чаще выбирают темную цветовую гамму, но иногда берут и яркие цвета. Заполняют лист цветом частично или цветовыми пятнами.
Девочки - практически всегда предпочитают яркие, чистые и пастельные цвета, пытаются получить новые цвета. Как правило, заполняют цветом весь лист.
Объекты изображения
Мальчикам интересны средства передвижения, техника, архитектурные сооружения, космические объекты. Чаще в работах детализация рисунка проявляется изображением крупных объектов. При этом линии четкие, прямые, толстые.
Девочек в большей степени интересует человек и окружающая его среда (одежда, утварь, предметы домашнего обихода, цветы, деревья, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей. Большое значение придают детализации рисунка, украшательству, прорисовке деталей, технике выполнения рисунка.
Выражение отношения к рисунку
Мальчики изображают объект на основе своего зрительного восприятия, не передавая отношения к нему. Девочки отражают свое отношение (нравится - не нравится) к изображаемому
Динамика сюжета
У мальчиков в рисунке обычно бывает много действия, движения (можно сказать, рисуют глаголы). Предпочитают малопредметные и малообъектные композиции. Не совсем точно ориентируются на листе бумаги.
Девочки рисуют, как правило, статичные предметы и образы - цветы, принцессы, замки (можно сказать, рисуют существительные). Выстраивая композицию, чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции.
Поведение в процессе работы
Девочки более уверенно выбирают тему и сюжет, рисуют молча, сосредоточенно, часто улыбаются.
Мальчики затрудняются, сомневаются в выборе темы. Придумывают необычные сюжеты: подводный мир, город будущего, замки, дворцы. Мальчики - сопровождают действие словом.
Расположение изобразительных материалов
Мальчики - материалы должны быть на виду.
Девочки - просят художественные материалы, даже если их нет в поле зрения
Самооценка
Мальчики часто не уверены в своих силах. У девочек самооценка чаще всего завышена.
Наши мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь их принять такими, какими создала их природа!