Ася Соколова
Консультация «Гаджеты в жизни дошкольника: польза или вред?»
▼ Скачать + Заказать документы
БЛОГИ14.06.2020
Гаджеты в жизни дошкольника : польза или вред?
Приложения и мультфильмы сегодня обещают научить ребёнка разговаривать, читать, считать, разбираться в анатомии, космосе и физике, а ещё — правильно есть, спать и чистить зубы. Наш блогер, педагог и психолог Наталья Вечерина, объясняет, почему доверить обучение ребёнка планшету — не самая лучшая идея.
Публикация «Консультация „Гаджеты в жизни дошкольника: польза или вред?“» размещена в разделах
«Он не просто сидит в телефоне или планшете! Видите, здесь он собирает пазлы, а сейчас — смотрит развивающий мультик, а потом — будет учить буквы». Забота родителей о развитии ребенка понятна. Но прежде чем поручить обучение наших детей телевизору или гаджету, надо понять, насколько оно эффективно.
По данным Юнеско 93% процента детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят перед экранами мониторов около 4 часов. Хорошо это или плохо? Ведь, казалось бы, спроектированные развивающие интернет-игры, фильмы и мультики разработаны, чтобы дети лучше учились, расширяли кругозор и словарный запас. И родители, давая ребенку ту или иную электронную игрушку, думают, что это принесёт ребенку пользу.
Давайте обратимся к цифрам. Какие особенности здоровья выделяют у современных дошкольников?
У 43% детей шестилетнего возраста наблюдаются функциональные изменения в нервной системе (повышенная возбудимость, невротические реакции, нарушения сна и др.).
У 30–60% детей при поступлении в школу не сформированы такие познавательные функции как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительно-пространственное восприятие и другие. Дети с трудом обучаются письму, счету, чтению, тяжело усваивают и понимают информацию. У них плохо развито логическое мышление.
Неврологи отмечают распространенность целого комплекса симптомов так называемой малой неврологии:
гиперактивность,
повышенная эмоциональная лабильность,
импульсивность,
быстрая утомляемость,
отвлекаемость.
Почему так происходит? Одним из факторов, создающим такое положение вещей, учёные называют информационное пространство и способы организации взаимодействия ребёнка с информационно- коммуникационными технологиями. Цифровые технологии сильнее влияют на когнитивное развитие детей, чем показатели социально-экономического статуса. То, что призвано развивать, может стать причиной обратного.
Невнимательность, неумение сосредоточиться, ухудшение памяти, снижение её объема, физическое и эмоциональное истощение — всё это становится следствием чрезмерного увлечения гаджетами.
Давайте задумаемся. Самым важным условием для развития ребёнка является качество и количество взаимодействия со взрослыми и другими детьми. Игра, общение, эмоциональный отклик — всё это важные факторы развития.
Как интерактивные программы влияют на навык общения? Даже фоновая работа телевизора негативно сказывается на желании ребёнка играть, взаимодействовать, общаться. То есть даже когда ребёнок не смотрит на экран, а играет при включённом телевизоре, у него снижается интерес к взаимодействию с другими людьми, а качество игры — ухудшается. Степень вовлечённости в реальную жизнь падает. На эту тему есть интересная книга: Райнер Пацлаф «Застывший взгляд». В ней собраны результаты многолетних научных исследований, выясняющих картину происходящего с детьми, которые смотрят телевизор.
Компьютерные игры также негативно влияют на желание общаться и играть в реальном мире. А ведь именно в «живой» игре ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, выполнять правила. Это те самые кирпичики самоорганизации, самые первые попытки планирования, о которых мы вспоминаем потом, когда ребёнок идет в школу, когда у него начинаются проблемы с мотивацией и самостоятельным выполнением домашнего задания.
Находясь в виртуальном мире, ребёнок не учится распознавать эмоции другого человека, реагировать на них, проявлять свои. Навык социализации снижается, возникают трудности в установлении контактов, поддерживании взаимоотношений между сверстниками.
Почему гаджеты не развивают речь?
Развитие речи дошкольников и время, которое ребёнок проводит у экрана, — взаимосвязанные вещи. Чем больше времени ребёнок в возрасте до трёх лет проводит перед телевизором, тем хуже развита его речь, тем ниже словарный запас. В чём причина? Ведь ребёнок слышит много новых слов и понятий? Оказывается, дело вовсе не в количестве услышанных слов.
Чтобы речь развивалась, необходимо двустороннее общение. К ребёнку обратились, он ответил. Ребёнок спросил — ответили ему. Чем больше такого двустороннего полноценного общения, чем чаще к ребёнку обращаются, задают вопросы, ждут, и слушают ответы — тем лучше развивается речь, расширяется словарный запас, тем быстрее он переходит из пассивного в активную разговорную речь.
Почему учиться читать нужно с бумажного, а не электронного носителя?
Важными компонентами чтения являются визуальное восприятие и извлечении информации. Чтение с экрана изменяет визуальный и динамический формат представления текста. Исследования показали разницу в воспроизведении прочитанных слов между чтением с бумажного носителя и чтением с ридера. Более высокие показатели памяти имеют место при чтении с бумажного носителя.
Современные тексты, представленные в интернете, не совсем похожи на текст книги. Они часто содержат в себе анимации, звуки, движущиеся картинки и видео. Такие «улучшения», безусловно, привлекают ребенка. Но в тоже время они отвлекают его от самого процесса чтения и, главное, — от содержания.
А нужно ли уметь запоминать?
К чему наших детей приучает интернет? К тому, что любую информацию можно найти. Стоит только сделать соответствующий запрос. Для этого даже даже не обязательно уметь писать. Программа распознавания голоса всё сделает сама. Этот синдром носит название «эффект Google» или «цифровая амнезия». Наши дети с помощью современных технологий учатся не помнить и не запоминать. А ведь мыслить, сравнивать, делать выводы можно только при одном условии: когда ты помнишь информацию.
Что же делать?
Ограничивать время общения с цифровыми носителями, в том числе и с телевизором. Не подменять время живого общения электронными игрушками. Увеличивать время живого общения. И только дополнять образование интерактивными программами, а не заменять ими весь процесс обучения и развития.