Татьяна Светенко
ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
• «Количество и счет»: представления о множестве, числе счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
• «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени)
• «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях.
Публикация «ФЭМП в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении.
• «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года, развитие чувства времени.
Программные задачи по математике
образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять, обобщать, формировать, расширить, познакомить)
развивающие – что развивать, закреплять: - развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности, - продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез)
воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов)
речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане
Методы обучения на занятиях математики:
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. - в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? - в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? Так же используются: - разъяснения (как выполнить данную задачу, - указания воспитателя (в основном с детьми, - план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы: - демонстрационный материал - он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный. - раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Математические игры – эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике
Интеграция развития математических представлений осуществляется через следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием:
• сравниваем предметы по величине и форме;
• определяем левую и правую строну;
• ведем работу по ориентировке в пространстве относительно своего тела;
• используем плоские и объемные геометрические фигуры, цифры, числовые карточки;
• используем карточки с изображением времен года и частей суток;
• используем считалочки (количественный и порядковый счет);
• рассчитываемся по порядку (первый, второй и т. д.);
• отсчитываем количество пойманных игроков (в подвижных играх, принесенных предметов (в эстафетах);
• играем в подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину»;
• физкультурно-математические досуги;
Дети, не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.
Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Ребенок постепенно учится объяснять ход выполнения заданий.
• Широко используем такие малые фольклорные формы, как пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, считалки, загадки;
• используем стихотворные формы художественной литературы;
• читаем сказки и рассказы, способствующие формированию представлений о количественных отношениях частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.
• В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий.
Занятие по художественно-эстетическому развитию взаимосвязано с математикой.
Вид деятельности: «Изобразительная», «Конструирование из разнообразного материала», «Музыкальная».
• Подбираем темы, помогающие зрительно и осязательно помочь ребенку более детально запомнить и прочувствовать математические понятия. «Пластилиновые цифры», «Разноцветная мозаика», «Большие и маленькие дома на нашей улице» и т. п.
• На музыкальных занятиях используем музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма, которые способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений.
В познавательно-исследовательской области, с помощью экспериментов, ребенок легко, с интересом и без особой сложности приобретает новые математические познания.
• Формируем активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.
• Развиваем умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
• Создаем условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.
• Развиваем потребность в интеллектуальном общении.
• Создаем условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
• Побуждаем детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
• Развиваем индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Для этого в группе созданы все условия.
Задачи:
• Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
• Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
• Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
• Формирование готовности к совместной деятельности.
• Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Освоение задач математического развития дошкольников осуществляется как в организованной педагогом деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.
Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижения готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы.