Ольга Васильевна Крылова
Конспект занятия по ФЭМП через шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
ФЭМП через шахматы.
Цель:Учить детей выполнять математические задания с использованием шахмат.
Задачи:-Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
-Учить ориентироваться на ограниченной территории (шахматная доска); располагать предметы и их изображения в указанном направлении.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП через шахматы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
-Учить читать простейшую графическую информацию обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево,снизу вверх, сверху вниз;
-Устанавливать отношения между определенными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составление пар предметов.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
-Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность.
-Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, которых предметы отличаются определенными признаками.
-Развивать общение и взаимодействие с взрослым и сверстниками;
- Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности. -воспитывать отзывчивость,- устойчивое внимание.
Воспитатель:Посмотрите внимательно вокруг, в каком мы королевстве находимся?что здесь необычного?
Цифры расположены на шахматном поле, они стоят не по порядку.
Воспитатель:Для того чтобы отправится дальше мы должны помочь цифрам они перепутались.
Ребёнок показывает, а дети хором считают от1 до 20. А теперь ребёнок показывает, а мы считаем в обратном порядке.
Воспитатель:Как вы считаете, можно ли выполнять математические задания с помощью шахмат. Хотите попробовать?
Воспитатель:Игра в шахматы предполагает игру в паре. Поэтому нам нужно разбиться на пары. Один из вас будет работать с белыми фигурами, а другой с черными. Пары будут работать с разными видами шахмат.
Дети делятся на пары, проходят парами к шахматам
. Задание1: Правильно расставьте шахматные фигуры на шахматной доске.
Воспитатель: Перед вами королевство белых и черных фигур.
1. Сколько всего фигур в белом, сколько в черном королевстве?.
Воспитатель: Если их сравнить по количеству, что можно сказать их по сколько?
Воспитатель: В шахматном королевстве пешки- это солдаты. Сколько их?
Воспитатель: А король и его свита- главные жители королевства. Сколько их? Посчитайте.
Воспитатель: Пешек по отношению к главным жителям королевства: больше, меньше или поровну?
Воспитатель:А сейчас будем работать с главными жителями королевства. Уберите с поля пешки. Каких фигур меньше всего? Назовите их.
Дети: король и ферзь
Воспитатель:По сколько их? - по одному или много?
Воспитатель:Каких фигур больше? Поскольку их?
Воспитатель:Или по-другому…
Воспитатель:Молодцы! Пожалуйста уберите фигуры с доски
Воспитатель:Как вы думаете, а задачи можно решать с помощью шахматных фигур?
Воспитатель: Внимание! Кто работает с белыми фигурами, поднимите руку. Вы выставляете шахматные фигуры на доске.
А кто с черными фигурами, работают с цифрами! Решение задачи выкладывает с помощью цифр на столе.
1. На поле выпустили всех шахматных животных
Сколько фигур вы поставили на поле.
Воспитатель: Какие это фигуры?
Воспитатель: К шахматным животным приставили охрану 2 пешки.
Сколько фигур на поле?
Воспитатель:Ребята уберите шахматные фигуры с шахматной доски.
Воспитатель:Слушайте следующую задачу, она посложнее.
На прогулку отправились король, ферзь и 6 пешек (охрана) и 2 коня. Сколько всего фигур на поле?
Воспитатель:Прогулка была пешая и коней отправили домой.
Сколько фигур осталось на поле?
Воспитатель:Молодцы! Все фигуры убирайте с доски.
Физминутка
Воспитатель:Все подданные королевства следят за своим здоровьем, занимаются физкультурой. Ведь шахматы – это вид спорта. Давайте вместе с ними сделаем шахматную разминку :
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем на поле прямо….
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь шагают кони,
И кивают головой слоны
Замедляй фигуры шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь проходим дружно:
Нам еще работать нужн
Воспитатель:Следующее задание вы будете выполнять вдвоем оно называется «Шахматный почтальон»
Шахматному почтальону необходимо доставить письма (фигуры) по адресам. У вас на столах конверты. Открывайте конверты, адреса написаны на карточке Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там поставьте фигуру.
Черная пешка А-8 Черный ферзь В-8 Белая ладья Е-8 Черный король Н-8
Белый король Е -5 Белая пешка Н-4 Черный слон А-1 Белый слон Д -1
Белый ферзь Н -1
Воспитатель:Внимательно смотрите на поле. Я буду задавать вопросы, один отвечает. Если у вас также, хлопаем в ладоши.
Какая фигура находится в правом верхнем углу. В нижнем левом углу
В центреКакая фигура находится между черным ферзем и черным королем
Какая фигура стоит справа от белого слона. А слева.
Какая фигура находится над королем
Рефлексия
Воспитатель:Какие вы молодцы, справились со всеми математическими заданиями, а помогли нам шахматы.
Выходите ко мне Я начну, а вы продолжите мое предложение
Я узнал…Я научился…Мне было ….
- Удалось ли нам выполнить математические задания с помощью шахмат?
- Что помогло вам в достижение успеха? Молодцы! Мы выяснили, что математические задания можно выполнить с помощью шахмат.
Для вас приготовила шахматные фигуры : вы будите выставлять их на поле.
1. Если было интересно и легко выполнять задания. - Ладья
2. Если было интересно, но возникали небольшие трудности. - Коня
3. Если было трудно и непонятно. -Пешку
Воспитатель:Я выставляю ладью, потому что мне было с вами очень интересно и легко.