Елена Сакунова
Функциональная грамотность в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «функциональная грамотность» введен в оборот в 1957 году Юнеско. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
В современных условиях функциональная грамотность крайне необходима. Для успешного образования. Для повседневной жизни в социуме. И для саморазвития.
Человек должен быть функционально грамотным в 21 веке.
Публикация «Функциональная грамотность в начальной школе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Функционально грамотный человек готов к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой, способен решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности, способен строить социальные отношения в социуме, владеть рефлексивными умениями.
Развитие функциональной грамотности образовании является актуальной задачей педагога в начальном образовании.
Функциональная грамотность включает в себя способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности :
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочниках, извлекать информацию из Интернета, также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность - проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, планировать и при необходимости изменять ее, давая аргументацию этим изменениям.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.
Например, ВПР по всем предметам включает задания, выявляющие функциональную грамотность.
На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.
На уроках русского языка основными умениями являются умение работать с текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умения выступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД.
Сначала важно было определить уровень сформированности функциональной грамотности.
Для диагностики сформированности функциональной грамотности (пример учащихся 4 класса) мной были использованы тестовые материалы, содержание которых включало в себя основные разделы по русскому языку: состав слова, фонетика лексика, морфология, синтаксис и пунктуация;
- Тестовые материалы были разработаны по специальной структуре, все задания были разделены на три уровня:
Репродуктивный уровень – действие по образцу, ориентация на внешние характеристики.
Функциональный уровень – компетентное действие, ориентация на поле и границы возможностей способа действия
Рефлексивный уровень – действие с пониманием, ориентация на существенные отношения как основу способа действия
Приведу несколько приёмов, которые использую на практике:
Приём «Ложная альтернатива»
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или". Все ответы не верные.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 9 + 3: 10 или 13 ?
Что растет не сосне - яблоки или вишни?
Слово "живёт" - пишется как "жевет" или "жавёт"?
Кто глубже нырнёт - котенок или цыпленок?
Столица США - Париж или Москва?
Какие звери живут в Австралии - мамонты или динозавры?
Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.
Кроме этого формируются:
умение находить отрицательные и положительные стороны в любом объекте, случае;
умение разрешать спорные ситуации;
умение оценивать ситуацию с разных сторон.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является снег.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
Формирование у учащихся функциональной грамотности является важной целью для любого педагога. Хорошие возможности для решения подобных задач предоставляет математика.
Учащиеся на уроках встречаются с текстовыми задачами различного содержания, составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность.
Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. (слайд 10)
Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:
В коробке лежат 7 карандашей: 2 синих и 5 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?
Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.
Предлагая учащимся нестандартные задачи, я формирую у них способность размышлять, выполнять логические операции и одновременно развиваем их.
Катя пришла в столовую пообедать, у неё с собой 190 рублей. В столовой висит меню:
Первые блюда Борщ 35 рублей
Суп куриный 52 рубля
Вторые блюда Котлета рыбная с картофелем 75 рублей
Овощные зразы 40 рублей
Плов 78 рублей
Напитки Компот 22 рублей
Сок 35 рублей
Выберите обед из трёх блюд, который может купить Катя. В ответе укажите названия блюд и стоимость обеда. Достаточно указать один вариант обеда.
Задача 1. Из учебника выдернули страницы. Открыв учебник, мы можем увидеть, что на первом листе написано 196 страница, а последний состоит из таких же, но порядок у них другой. Сколько страниц выдернули?
Задача 2. Улицу длиной 1 км 250 м и шириной 24 м покрыли асфальтом. На каждые 100 м расходовали 3 т 900 кг асфальта. Сколько всего тонн асфальта израсходовали?
Необходимо на уроках систематически использовать специальные задачи и задания, направленные на развитие логического мышления, которые позволяют более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности, и тогда дети будут знать «Зачем» они приобретают те или иные знания и «Где» они их будут применять.
Таким образом, и на уроках математики, и вне урока, можно организовать работу с учащимися по формированию их функциональной грамотности.
В современной системе школьного образования на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это лидерские качества, навыки работы в команде, инициативность, финансовая и гражданская грамотности, ИТ-компетентность, и многое другое. Необходимо развивать всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, сопоставлять имеющуюся информацию, умеющую анализировать, делать выводы, использовать творчески полученные знания.