Оксана Евсеенко
Функциональная грамотность на уроке музыки
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс
«Развитие общей функциональной грамотности на уроках музыки»
Евсеенко Оксана Васильевна,
учитель музыки
МКОУ «СОШ № 9 г. Нижнеудинск»
Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование навыков общей функциональной грамотности.
Задачи:
- создать условия для восприятия опыта работы по развитию навыков функциональной грамотности;
- познакомить с некоторыми приёмами, предоставить возможность для оценки их эффективности на практике;
Публикация «Функциональная грамотность на уроке музыки» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- содействовать формированию мотивации на осуществление деятельностного подхода в обучении.
- познакомиться с возможностями образовательной платформы learningapps.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Развитие общей функциональной грамотности на уроках музыки». Предлагаю провести мастер-класс с использованием платформы learningapps. где и будем выполнять все задания.
1. Психологический настрой.
Приём «Облако слов»
Перейдите по ссылке Облако слов
Напишите свои ожидания (или опасения) от мастер-класса. Там же можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать или вставить в свой сайт.
Например, такое облако может получиться:
Ожидания
Повысится интерес к чтению у детей
С помощью данных приёмов повысится техника чтения
Хорошей работы
Узнаем новые методы и приёмы работы
Знакомство с новыми, интересными людьми
2. Введение в тему.
Перед вами высказывание, но оно разрознено, восстановите его
Пройдите по ссылке Восстановите высказывание
«МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ»
Восстанавливая высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения, мы отрабатываем один из приёмов «Преобразование и интерпретация текста».
Действительно, наша задача – научить ребенка воспринимать все виды информации, заложенной в тексте:
• концептуальную (система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»);
• фактуальную (факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог);
• подтекстовую (детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация);
3 Стадия вызова
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
Давайте попробуем составить определение этого понятия, используя уже известные понятия:
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Функциональность - набор возможностей (функций, которые предоставляет данная система или устройство.
Чтобы определиться с этим понятием, предлагаю приём 2 X 2!
Сначала каждый участник записывает на листе своё определение, затем, они записывают его в паре, затем 2 пары и т. д. в итоге делают общий вывод и его зачитывают…
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
А. А. Леонтьев в статье «Педагогика здравого смысла» писал, что это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т. д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо).
С этой точки зрения, человек, который, например, видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, не умеет выделить главное в прочитанном, сжато изложить содержание текста, составить простейшую схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.
4. Стадия осмысления
Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.
Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные, «метапредметные» умения, применимые в разных видах деятельности.
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
1. Способность выбирать и использовать различные технологии.
2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Способность учиться всю жизнь.
Таким образом, функциональная грамотность :
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности :
Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности предлагаю задание : подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответсвуют определенному
индикатору.
Перейдите по ссылке Компоненты функциональной грамотности
Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одним из основных результатов образования становится умение учиться.
Исходя из этого, основное внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые позволяют учащемуся действовать самостоятельно при получении образования. УУД носят метапредметный характер и имеют универсальное значение для различных видов деятельности ученика.
А теперь я предлагаю вам рассмотреть несколько заданий, направленные на формирование функционального чтения. Попробуйте определить, какое именно умение отрабатывается в данном задании.
Перейдите по ссылке Задание 1
Перейдите по ссылке Задание 2
7. Практическое задание.
На основе этого рекламного буклета попробуйте придумать свои задания на формирование функционального чтения.
Примеры:
1. Ответьте на вопросы
- Какая техника рекламируется?
- В каком городе находится магазин, который реализует товар?
- Как можно связаться с представителями этого магазина?
- Товары каких фирм рекламируются?
- Определите технику по характеристике данной в рекламе
- Как представители магазина привлекают внимание покупателей?
- Какой товар ты бы выбрал учитывая семейный бюджет?
2. Создайте рекламный слоган к данной рекламе.
3. Составьте копирайт (обзор) какого-либо товара и т. п.
8. Подведение итогов.
Итак, прочитав материалы данного мастер-класса и выполнив задания, давайте еще раз попробуем определить ключевые понятия темы.
Перейдите по ссылке. Итоговое задание.
9. Рефлексия
Вернемся опять к облаку слов. Какие бы из них Вы изменили? Изменили бы цветовую гамму облака? Изменили бы форму облака? Почему?
Здесь вы можете посмотреть 18 способов использования облака слов в учебной работе
Мне было бы очень приятно получить Ваши облака в знак того, что мастер-класс был интересен и полезен.
Спасибо!