Мария Зайцева
Функции ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование предполагает комплекс серьёзных изменений во всей школьной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя и родителей, в педагогическом процессе вообще. Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями.
Функции ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья :
Публикация «Функции ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
-максимально расширить охват детей с ограниченными возможностями здоровья образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;
-дать возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование;
-гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала;
-обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта;
-обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
-эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечив механизм взаимодействия общего и специального образования и сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Предмет стандартизации:
результаты образования на каждой ступени;
структура образовательной программы;
условия, необходимые для получения образования.
Предмет стандартизации совпадает, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося.
Предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.
Выделяют три уровня школьного образования с точки зрения результатов обучения:
один из них является цензовым, т. е. полностью сопоставимым с уровнем неполного и/или полного среднего образования обычных сверстников, два других - принципиально не сопоставимы с цензом.
I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.
II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;
III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Кардинальное отличие от ФГОС НОО состоит в том, что стандарт образования детей с ОВЗ может быть представлен только в описании вариантов, прямо соответствующих наличествующему диапазону различий детей с ОВЗ в возможностях и потребностях получения образования.
Потребность в дифференцированном ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Из-за неоднородности состава учащихся требуется дифференцированный стандарт для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья – разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием и обучением, соответствующим их возможностям и потребностям.
В случае необходимости предусмотрено пролонгирование календарных сроков обучения.
Для всех вариантов образовательных программ обязательным является:
включение в их содержание специальной коррекционной работы;
специальная организация среды;
обеспечение систематической специальной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с целью создания условий для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
Области образования.
Реорганизация предметных областей (практико – ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии).
Шесть традиционных областей образования, но их содержание выстраивается в новой логике:
Каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента- «академический» и «жизненных компетенций».
«Академический» компонент» – накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития;
«академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Компонент «жизненной компетенции» – овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися компонентом жизненной компетенции.
Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.
Области образования
Академический компонент и компонент «жизненной компетенции»
1. Язык – речевая практика.
2. Математика – практика применений математических знаний.
3. Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром.
4. Знание о человеке - практика личного взаимодействия с людьми.
5. Обществознание – практика жизни в социуме.
6. Знание об искусствах – практика творчества.
Специальная работа по формированию «жизненных компетенций».
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
Требования к образовательным результатам.
Результаты освоения основной образовательной программы предлагается оценивать по завершению каждой из ступеней школьного образования:
что должен знать и уметь ребенок на данной ступени образования;
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
насколько активно, свободно и творчески он их применяет.