Любовь Медведева
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте и развитию фонематического слуха «Дифференциация [Т]-[Д]»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте и развитию фонематического слуха " Дифференциация Т-Д"
Подготовила: учитель-логопед Медведева Л. А.
г. Люберцы
Тема занятия : «Дифференциация звуков [т], [т’] - [д], [д’] и букв Т - Д».
Публикация «Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте и развитию фонематического слуха „Дифференциация [Т]-[Д]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Цель занятия : закрепление навыка различения звуков [т], [т’]- [д], [д’]и букв Т – Д. Профилактика дисграфии и дислексии
Задачи занятия :
Коррекционно-образовательные:
1) закрепить знания о звуках [т], [т’], [д], [д’].
2)закрепить навык различения звуков [т], [т’] - [д], [д’] и букв Т - Д;
3)закрепить навык составления слов из слогов;
Коррекционно-развивающие :
1)развивать фонематический слух;
2) развивать навыки фонематического анализа;
3) развивать общую моторику.
4) развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение);
Коррекционно-воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование – Карточки синего и зеленого цвета, карточки с буквами Т и Д; индивидуальные предметные картинки; картинки с изображением Дюймовочки, удочки, уточки; 3 конверта (1 - с напечатанной на нем буквой Т, другой – с буквой Д, третий – без подписи); карточки со слогами; конфеты.
Ход занятия
1 Организационный момент.
Логопед просит детей взять пеналы и
сесть на свои места.
- Ребята, сегодня на занятии у нас будет присутствовать интересная героиня. Посмотрите, это кто?
Логопед показывает картинку с изображением Дюймовочки.
-Дюймовочка.
- Правильно. Она будет наблюдать, как вы будете заниматься. А ещё она приготовила вам сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия.
- А для начала отгадайте загадку.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
- Удочка.
- А теперь другую.
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку.
Кто это? - Утка.
- А как мы ее ласково назовем? - Уточка.
- Правильно. Это очень похожие слова уточка-удочка. А чем они различаются? - В слове уточка звук [т], а в слове удочка [д].
При необходимости – логопед медленно проговаривает слова.
- Молодцы. Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?
- [т], [д].
2 Основная часть.
1. Характеристика звуков.
- Хорошо. Посмотрите на картинку. Это какая буква?
Логопед показывает картинку с буквой Т.
- А давайте вспомним, какой у нас звук [т]! Согласный или гласный?
-Согласный
- Правильно. А ещё какой?
-Твердый
- А мягкий как будет звучать?
-[ть]
- Молодцы. Теперь на эту картинку посмотрите.
Логопед показывает картинку с буквой Д.
- Здесь какая буква напечатана?
- Хорошо. Расскажите мне про звук [д]. Какой он?
-Согласный,твердый
- Правильно. А что у звуков [т] и [д] одинаково?Согласные, твердые
- Хорошо. А что у звуков [т’] и [д’] что одинаково?Согласные,мягкие
- А чем отличаются звуки [д] и [д’ ] от звуков [т] и [т’]? звонкие -глухие
- А Дюймовочке стало очень интересно, какой первый звук в ее имени? Какой?[дь]
2. Речевая зарядка.
- Молодцы. Сейчас мы с вами сделаем речевую зарядку. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.
- да-та-да, де-те-де, ды-ты-ды, та-та-да, дя-дя-тя, то-до-до, дю-тю-дю, ту-ду-ту,
дя-тя-дя.
3. Дидактическая игра «Светофор».
- А теперь мы с вами поиграем в «Светофор». Возьмите в руки ваши карточки.
- Хорошо. Кто мне скажет, что означает карточка синего цвета? Какой звук мы этим цветом обозначаем?Согласный твердый
- Правильно. А зеленым?Согласный мягкий
- Молодцы. Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить и поднимите нужную карточку или синего, или зеленого цвета. Синюю – если в слове звук [т] или [д], а зеленую – если [т’] или [д’]. Всем понятно задание?
Словарный материал:
Федя, трамвай, дерево, подарок, день, телевизор, конструктор, дядя, телефон, дорога, тропа, светофор, дятел, ток, тигрята, дуб, дверь, дым, доктор, тень, дом, вода
4. Дидактическая игра «Отбери картинки».
- Хорошо. А ещё Дюймовочка очень любит играть вот в такую игру. Я вам сейчас раздам картинки, а вы подумайте, есть ли в этих словах звуки [т], [т’], [д], [д’].
Логопед раздает каждому ребенку по картинке, а затем вешает на доску 3 конвертика (1 – с напечатанной на нем буквой Т, 2-ой – с буквой Д, а 3-ий – без подписи).
- Подумали?
- А теперь тот, кого я вызову, выйдет к доске, покажет всем свою картинку, скажет, есть ли в этом слове изучаемые нами на занятии звуки, а затем положит в подходящий конвертик. Если в слове есть звук [т] или [т’], то картинку вы положите в конвертик, на котором написана буква Т. Если в нем звук [д] или [д’], то в конвертик с буквой Д. А если в слове нет этих звуков, то картинку вы положите в конвертик без подписи. Все поняли задание?
Логопед вызывает детей по одному к доске. Ребята по одному выходят к доске, называют свою картинку, говорят есть ли слове звуки [т], [т’], [д], [д’], кладут картинку в подходящий конвертик и садятся на место.
5 Физкультминутка.
- Молодцы. Теперь давайте отдохнем, проведем разминку. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.
Хлопаем в ладошки —
Пусть попляшут ножки.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки вместе, ножки врозь.
Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки здесь и ножки там,
Что за шум и что за гам?
Логопед проговаривает стих и показывает детям движения
6. Игровое упражнение «Отгадай слово».
- Хорошо, присаживайтесь. А теперь я раздам вам карточки со слогами. Только слоги у нас перепутались. Вам нужно составить из них слово.
Логопед раздает детям карточки со слогами.
- Кто составит слово, поднимет руку, выйдет к доске и покажет всем то, что у него получилось.
Словарный материал:
вода, тропа, листок, домик, дети, вата, утка, туман.
7. Работа в тетрадях.
Логопед раздает рабочие тетради.
- Правильно. А теперь откройте ваши тетради и напишите буквы и слоги по образцу (Т-Д, т-д, Та, Да.).
Логопед при необходимости оказывает помощь.
- Кто закончил, подходит ко мне, я проверю и поставлю звездочку. Кто хорошо сделает – у того будет большая звездочка.
Логопед проверяет работы и ставит «звездочки».
8. подведение итогов занятия.
- Какие звуки мы учились различать?
- А кто у нас был на занятии?
- Правильно. Она узнала очень много нового и интересного и за это благодарит вас. Закройте глазки и не подглядывайте.
Логопед кладет каждому ребенку конфетку.
- Открывайте глазки. Что вам подарила Дюймовочка?
- Хорошо. А что вам понравилось на занятии?
- Как вы поработали сегодня?
- Молодцы, я довольна вашей работой. Занятие окончено