Лариса Митленко
Фрагмент рабочей программы по теме недели «Все за одного, а один за всех»
▼ Скачать
ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Выполнил:
слушатель курсов повышения
квалификации воспитателей ДОО,
Митленко Л. В.
(МК ДОУ «Павловский д/сад №4»
г. Павловск)
ВОРОНЕЖ 2016
Фрагмент рабочей программы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для воспитанников старшей группы, в которой подобраны дети от 5 до 6 лет, в группе 28 детей.
Публикация «Фрагмент рабочей программы по теме недели „Все за одного, а один за всех“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Определим возрастные особенности. В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, т. е. ребенок начинает определять себя от принятой роли, в игре появляется смысл. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительное искусство. Рисунок становится предметным и детализированым. Совершенствуется техническая сторона изодеятельности. У детей этого возраста формируется навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики, т. е. развивается ловкость, координация движений. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание и развивается образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать,что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: «сохранение количества, объема и величины». Продолжает развиваться воображение, формируется такие особенности, как оригинальность и произвольность. К примеру, дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивое внимание. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольник занимается словотворчеством на основе грамматических правил. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, чрезвычайно важной становится похвала. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. В группах начинают выделяться лидеры, появляются конкурентность и соревновательность, последняя важна для сравнения себя с другими, что ведет к развитию образа Я, его детализации.
В процессе работы в старшей группе и в ходе наблюдения за детьми можно сделать вывод, что выбранная мной тема «Все за одного, а один за всех» является одной из наиболее актуальных и требующих внимания, потому что из 28 детей, посещающих группу только 5-6 человек «умеют дружить», остальные дети действуют избирательно или вообще играют обособленно, периодически конфликтуя с остальными детьми. Таким образом, мой фрагмент программы разработан в соответствии с темой.
Цель образовательной программы : сформировать представление о дружбе, о друзьях, взаимовыручке, взаимоподдержке, смелости и справедливости.
Задачи образовательной программы.
1. учить понимать и осмысливать представление детей о том, что такое «дружба» и что значит «уметь дружить»;
2. учить уступать друг другу, договариваться, помогать, слушать и слышать друг друга;
3. учить детей играть совместно;
4. познакомить детей с пословицами и поговорками о дружбе;
5. воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам и взрослым.
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное» и «Речевое» развитие.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.
Образовательная область «Речевое развитие» предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.
Методы и приемы обучения.
Словесные игры, чтение художественной литературы, прослушивание песен, подвижные игры, работа в командах, коллективная работа, разыгрывание ситуаций, ситуативные беседы, обсуждение, пальчиковые игры, задания, требующие от ребенка развернутого ответа, суждения, собственного мнения, работа с родителями, разучивание стихов, рассматривание сюжетных картинок с последующим диалогом между взрослым и детьми, релаксационные упражнения.
Ожидаемый результат.
Научить детей понимать слова «дружба» и «друзья»; сплотить детей для того, чтобы ребенок в группе жил не сам по себе, а ощущал себя частью одного целого; научить детей дружить.
Фрагмент рабочей программы
в соответствии с проектом ФГОС ДО и спецификой Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в старшей группе
Содержание образовательной деятельности в рамках реализации образовательных тем
Образовательная тема недели : «Все за одного, а один за всех»
Дни
недели/образоват. обл. Приоритет-ные виды детской деятельности Организованная образовательная
деятельность детей и взрослых (виды деятельности и соответствующие формы работы) Образовательная деятельность в режимных моментах
по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности Индивидуальная организованная непосредственно образовательная деятельность детей (виды деятельности и соответствующие формы работы) Проекти-рование
ППРС в рамках реализации образова-тельной темы Взаимод.
с род. /
социал.
партнерами
ПонедельнФизичес-кое развитие Двигатель-ная в интеграции с коммуника-тивной ООД «Веселые старты»
- построение
- веселый тренинг
- полоса препятствий
- игра-эстафета «Найди себе друга»
- игра с мячом в парах
- игра «Назови ласково»
- п/и «Слепой и поводырь»
- упражнение «Собрались все дети в круг»
- п/и «Запомни и повтори»
- п/и «Собачка»
- чтение В. Осеева «Синие листья»
- д/и «Эхо»
- беседа «Огонь – друг или недруг?» - индивид. работа по закреплению навыков перебрасывания мяча в парах
- обучение прыжкам ч-з скакалку
- рассм. ил-ций в книге «Расск. для детей» В. Осеевой - мяч
- скакалка
- книга В. Осеевой «Рассказы для детей» «Вечер приветливых и заботливых»
(отработать навыки вежливого общения).
Вторник социально-коммуникативное развитие Коммуникативная в интеграции с игровой ООД «Мы похожи, но мы разные»
- упражнение «Необычное приветствие»
- д/и «Здравствуй, друг!»
- чтение сказки «Заяц-хваста»
- беседа «Каким должен быть настоящий друг»
- игра «Закончи предложение»
- слушание песни «Мир похож на цветной луг»
- приветствие «Собрались все дети в круг» - игровая ситуация «Не поделили игрушку»
- пальчиковая игра «Дружба»
- настоящий друг»
- п/и «Найди пару» - рассматривание фотоальбома «Как мы играем с друзьями»
- оформление выставки «Я и мои друзья»
фотоальбом «Я и мои друзья»
Беседа на тему: «Как научить ребенка быть вежливым»
Среда познава-тельное развитие Познава-тельно-исследова-тельская в интеграции с речевой ООД «Мой четвероногий друг»
-сюрпризный момент: приход доктора Айболита
- рассказ Айболита «Как вести себя с бездомными животными»
- слушание песни «Собака бывает кусачей»
- беседа «Мой четвероногий друг»
- просмотр м/ф «Бобик в гостях у Барбоса»
- беседа «Как сделать наших четвероногих друзей счастливыми?» - толкование пословиц и поговорок о дружбе и друзьях
- игра «Скажи соседу комплимент»
- п/и «Собачка»
- чтение «Про Томку» Е. Чарушина - обыгрывание и обсуждение ситуации «Мы пришли в детский сад»
- песенная импровизация: пропевание детьми своего имени -Аудиоза-пись песни В. Шаинского «Верные друзья»
- Книга «Рассказы для маленьких детей» Л. Н. Толсто-го Разучивание и совместное исполнение песни В. Шаинского»Верные друзья»
Четверг речевое развитие Коммуникативная в интеграции с конструированием ООД «Поможем Белоснежке»
- сюрпризный момент: «Письмо от Белоснежки»
- проблемная ситуация «Гномы не поделили конфеты»
- пословицы о дружбе
- оригами «Конфеты для гномов»
- игра «Умей договариваться»
- психогимнастика «Давай мириться»
- слушание песни «Когда мои друзья со мной» - разучивание считалки «Мы не будем больше злиться, Мы решили помириться…»
- повторение пословиц о дружбе
- чтение сказки Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»
- д/и «Настроение»
- п/и «Найди друга»
- беседа о творчестве Л. Н. Толстого
- рассматривание иллюстраций в книге «Рассказы для маленьких детей» Л. Н. Толстого Книга «Рассказы для маленьких детей» Л. Н. Толстого Рассказать детям о своих друзьях детства, показать фотографии, расспросить о друзьях в детском саду
Пятница художест-венно-эстетичес-кое развитие Коммуникативная в интеграции с музыкаль-ной Коллективная работа «Веселые портреты»
- слушание песни «Вместе весело шагать»
- д/и «Расскажи о своем друге»
-упражнение «Покажи жесты и мимику» - рисование портрета друга
-игра «Найди друга по голосу»
- оформление выставки «Веселые портреты»
- уточнение названий частей тела, приемов вырезывания
- д/и «Составь портрет»
-беседа «Волшебные слова»
- д/и «Покажи настроение»
- чтение: Н. Дуров «Две подружки» - рисование силуэтов человечков палочками на песке
- беседа «Глупые ссорятся, а умные договариваются» - аудиоза- пись песни «Вместе весело шагать»
- бумага, цв. каранда-ши, клей - помощь родителей в оформлении альбома «Мой друг»
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (Пятница) «О дружбе и друзьях»
Литература
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. -М., 2012.
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд., испр. И доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368 с.
3. Программа социально-личностного развития детей дошкольного возраста «СемьЯ» : Учебно-методическое пособие д/дошкольного воспитания. М. : Изд-во АРКТИ, 2008.-150 с.
4. Коломийченко Л. В. «Дорогою добра» : Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию по ФГОС. -М. - Изд-во «Сфера», 320с.
5. Загуменная Л. А. Социально-личностное развитие дошкольников. Программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. - М. : Изд-во «Учитель», 2012.-231с.