СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВА
Фрагмент НОД в подготовительной группе для детей с нарушением зрения по исследовательской деятельности «Волшебница Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды :
- текучесть;
- вода может растворять вещества, но не все;
- объяснять детям, почему вода иногда нуждается в очистке (фильтрация).
Социализация: Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность, уверенность в себе; развивать любознательность, внимательность, усидчивость; умение работать в коллективе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Коммуникация: Обогащать и развивать словарный запас детей.
Безопасность: Закреплять умение работать с растворителями, соблюдая необходимые меры безопасности.
Труд: развивать навыки проведения лабораторных работ, закреплять умение работать с посудой.
Художественная литература: Развивать логическое мышление и память.
Здоровье: Развивать и активизировать слуховое внимание; сохранять и укреплять физическое, психическое здоровье детей.
Коррекционные: Развивать зрительномоторную координацию, глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз; развивать зрительное, осязательное, обонятельное и слуховое восприятие, ориентировку в процессе передвижения.
Предварительная работа.
1. Беседа о воде, её роли в жизни человека, «Значение воды в природе».
2. Проведение занятий-эксперементирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», иллюстрации с изображением водоёмов, водохранилищ.
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдения за состоянием воды во время прогулок.
7. Создание копилки «Волшебница вода» (мнемотаблицы – свойства воды).
Оборудование.
Демонстрационный материал:
1. Фонтан.
2. Мольберт.
3. Копилка «Волшебница вода» с мнемотаблицами (свойства воды).
Раздаточный материал:
1. Прозрачные, пластмассовые стаканы с метками.
2. Фильтрованная бумага (салфетки).
3. Пластмассовые ложки.
4. Пластмассовые тарелки.
5. Пипетки.
6. Пластмассовые воронки.
7. Стеклянные банки с метками.
8. Детские белые халаты.
9. Вещества, которые будут растворять в воде: сахар, масло подсолнечное.
10. Трубочки-соломки.
Ход:
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу лабораторию интересных открытий! Посмотрите, здесь появился необычный предмет. Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? А в нашем городе есть фонтаны, где они находятся! А что льётся в фонтане? (вода). Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем! (вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт, булькает, капает). Ребята, а что делают в лаборатории! Правильно, проводят опыты. А какие опыты мы с вами уже проводили! Посмотрите, здесь стоит копилка «Волшебница вода», которую мы с вами сделали. Сейчас, я, предлагаю с помощью этих таблиц, вспомнить свойства воды, которые вы уже знаете. (на тёмный мольберт выставляются мнемотаблицы, дети называют свойства воды). А сейчас, ребята, одевайте белые халаты и мы с вами превратимся в учёных.
«Вода – растворитель».
Юные учёные, я прошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три банки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (сахар) Поднимаем салфетку и проверяем, правильно ли вы отгадали загадку.
Теперь вторая загадка:
В воде родится, воды боится. (соль) Убираем салфетку со второй банки.
И последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде - пенится, брызгает и шипит. (масло) Ребята, понюхайте масло, какое оно ароматное, это подсолнечное масло, его добавляют в салаты и другие блюда.
Ребята, а почему соль и сахар боятся воды, как вы думаете? (потому что они в ней исчезают).
Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места и доказать это с помощью опытов. Дети, что вы видите у себя на столах? (стаканы с чистой кипячёной водой, салфетки, воронку, пипетку, ложку с капелькой, трубочку-соломку, пустой стакан). А, что находиться в банке с жёлтой меткой (масло, в синей (соль, а в зелёной (сахар!
Дети, вы, хотите провести опыты и посмотреть, что станет с солью и сахаром, если мы их насыпем в воду!
Возьмите стакан с зелёной меткой, и насыпьте туда ложку сахарного песка, размешиваем аккуратно, не спеша, медленно, по кругу, и следим глазами за капелькой на ложке, которая живёт у нас в лаборатории. Что получается, растворился сахар в воде или нет! (сахар исчез, он растворился в воде). А теперь возьмите трубочки-соломки и попробуйте на вкус. Что изменилось! (у воды появился вкус, вода стала сладкая).
Теперь возьмите другой стакан, с синей меткой, и насыпьте в него ложку соли, размешиваем аккуратно, не спеша, медленно, по кругу, и следим глазами за капелькой на ложке, которая живёт у нас в лаборатории. Что получается, растворилась соль в воде или нет! (соль растворилась в воде). А теперь возьмите трубочки-соломки и попробуйте на вкус. Что изменилось! (у воды появился вкус, вода стала солёная). Какой вывод можно сделать? (соль и сахар растворились в воде и вода приняла вкус того вещества, который добавили в воду).
Ребята, как вы думаете, а все ли вещества могут растворяться в воде! Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль!
Возьмите, пожалуйста, стакан с жёлтой меткой и с помощью пипетки добавьте несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде? (масло плавает на поверхности воды жёлтыми капельками). А теперь попробуйте помешать ложкой, изменилось что-нибудь, растворилось масло в воде или нет! (нет, масло так же плавает на поверхности воды).
Молодцы, ребята! Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким новым свойством воды вы познакомились! (вода одни вещества может растворять, а другие нет).
Делать научные открытия, дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Предлагаю немного отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Выходите из-за столов и пойдём немного погуляем, мы с вами отправимся к реке. (ортопедическая, коррекционная физкультминутка).
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперёд поочерёдно)
Все, как, один, плывём как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
Отдохнули ребята? Тогда занимаем свои места и продолжим изучение воды (наши опыты).
«Очистка воды» (фильтрация).
Обратите внимание на тот стакан, куда наливали масло. Что мы видим! (масло так и осталось плавать на поверхности воды).
Можно ли пить такую воду и почему? (нет, вода пахнет маслом). Да, правильно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы вода стала чистой? (её нужно очистить от масла). А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки и воронки. Посмотрите, как я это сделаю. Беру салфетку, разворачиваю её, затем сминаю её и опускаю в воронку. А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Возьмите стакан с чёрной меткой, вставьте в него воронку, затем возьмите салфетку, потрогайте её, что можно сказать о ней, какая она на ощупь! (мягкая, рыхлая, тонкая, нежная) Сомните её, послушайте как она шуршит, и продолжайте делать фильтр самостоятельно. У всех правильно получилось, какие вы молодцы!
Ребята, я, предлагаю вам попробовать, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить воду с маслом в стакан с фильтром, посмотрите как это делаю я. А теперь, дети, попробуйте сделать тоже самое самостоятельно. Аккуратно уберите воронку с фильтром в стакан с жёлтой меткой, посмотрите на воду, какая она стала! (вода стала чистой). Куда же делось масло? (все масло осталось на салфетке, т. е. на фильтре) Какой вывод можно сделать? (воду можно очистить с помощью фильтра) И мы с вами это доказали.
Сегодня вы познакомились с самым простым способом очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры, дома через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища; затем она попадает на специальные, водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов; и только после этого вода уже попадает в водопровод.
Ребята, выходите из-за своих столов, подойдите, пожалуйста, ко мне. Что сегодня нового мы узнали в нашей лаборатории, с какими новыми свойствами воды вы познакомились! (вода может растворять одни вещества и не растворять другие; воду можно очистить с помощью фильтра, (на мольберт выставляются две мнемотаблицы с новыми свойствами воды). Дети, я предлагаю вам, пополнить нашу копилку «Волшебница вода», этими таблицами. Молодцы!
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода – добрый друг и помощник человека, без воды не возможно жить на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять! Ребята, мы будем с вами и дальше продолжать изучение воды, а сейчас снимайте халаты и мы с вами пройдём в соседнюю группу и посмотрим мультфильм «Шапокляк» из серии «Чебурашка и Крокодил Гена».