Елена Шибанова
Фрагмент календарного плана в старшей группе. Тема недели «Осенняя пора — очей очарованье»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Осенняя пора – очей очарованье»
Цели деятельности педагога: закрепление умения детей различать и характеризовать приметы ранней осени, проводить фенологические наблюдения; расширять представления о явлениях живой и неживой природы; воспитывать эстетическое отношение к природному миру.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «По тропинкам осени"
Понедельник
7 сентября
Утро
Беседа об осени – систематизировать знания детей об осени; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру (Егор П., Лев)
Публикация «Фрагмент календарного плана в старшей группе, Тема недели „Осенняя пора — очей очарованье“» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Планирование на осенний период
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Чтение стихотворения Е. Трутневой «Листопад» - вызвать отклик на содержание стихотворения (Серёжа, Костя)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Общение «Как я помогал копать картошку» - формировать понятия значимости труда, конкретизации трудовых действий.
Рассматривание картин русских и зарубежных художников об осени расширять кругозор, воспитывать интерес к произведениям искусства.
Рисование контуров листочков, их штриховка закрепление навыков рисования карандашом.
Музыкальное развитие (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: следить за слаженностью пения, за правильностью выполнения движений, за дисциплиной во время игры
Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Заучивание стихотворения С. Когана «Листки» (О. С. Ушакова с. 83)
Цель: закреплять умение детей выразительно читать наизусть стихотворение С. Когана, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор при описании осенних пейзажей.
Средства: иллюстрации об осени, жёлтые листья акации
Способы: рассматривание иллюстраций, беседа, чтение стихотворения С. Когана «Листки», беседа по содержанию, физкультминутка «Листики», индивидуальные чтения детьми стихотворения, рефлексия.
Прогулка
Игровая ситуация «Долгожданная встреча» - создать у детей ощущение радости от общения (Лиза, Соня А.)
Игра-лото «Правила поведения в природе» - закреплять правила поведения в природе (Кира, Паша)
Беседа-наблюдение «Осенняя пора» - формировать у детей представления об изменениях в природе, учить различать и характеризовать приметы ранней осени.
Трудовое поручение: помочь взрослым убрать с клумбы или грядки высохшие растения – воспитывать трудолюбие, вызвать желание помогать взрослым.
П/и «Догони свою пару» - выполнять движения по сигналу воспитателя, чётко ориентироваться при нахождении своей пары.
Самостоятельная двигательная деятельность детей - проявлять активность в организации подвижных игр со сверстниками, самостоятельность, творчество.
Вечер
Чтение стихотворения И. Бунина «Лес, точно терем расписной» - вызвать чувство восхищения красотой осенней природы, описанной поэтом (подгруппа детей)
Д/и «Составь последовательность событий правильно» - развивать логическое мышление (Ксюша, Дима)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Игровое упражнение «Причешись-ка» - закреплять умение следить за своим внешним видом, приводить в порядок свою причёску, формировать навыки самообслуживания.
Слушание отрывков из «Детского альбома» П. Чайковского.
Д/и «Найди дерево по семенам»
Вечерняя прогулка Спортивное упражнение «Катание на самокате» - закреплять умение удерживать равновесие, объезжать препятствия (Паша, Соня К., Соня К.)
Наблюдение за погодой – отметить изменение в погоде с приходом осени.
Труд на участке – продолжать формировать желание поддерживать чистоту и порядок на прогулочном участке.
П/и «Листок, к дереву беги» - закреплять умение находить дерево по листьям.
Самостоятельная игровая деятельность на участке – способствовать использованию в играх предметов-заместителей.
Вторник
8 сентября
Утро
Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень» - побуждать детей внимательно рассматривать картины, развивать интерес к пейзажной живописи (Артём Е., Даша)
Словесная игра «Назови признаки осени» называть как можно больше признаков осени (Лев, Егор П.)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по столовой – самостоятельно выбирать дежурных по столовой, использовать карточки для обозначения дежурных. Воспитывать ответственность, добросовестность
П/и «Был у зайки огород», «Море волнуется» - развивать двигательную активность, поощрять самостоятельность в организации п/и
Конкурс загадок «Знатоки осенней природы» - развивать фантазию, воображение
Изобразительная деятельность. Аппликация симметричная «Листочки на окошке» И. А. Лыкова с. 50)
Цель: вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков для интерьера группы. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации. Формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний.
Средства: цветная бумага «осенних» цветов и оттенков, ножницы, клей, салфетки, клеёнки, кисти.
Способы: чтение стихотворения Е. Трутневой «Листопад», рассматривание осенних листьев, показ способа симметричного вырезания, физкультминутка «Листочки», самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Физическое развитие (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Коммуникативная деятельность. Подготовка к обучению грамоте. Занятие №1 «Буква «А» (Н. В. Нищева с. 26)
Цель: формирование умения находить букву среди других букв алфавита. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания. Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности.
Средства: палочки, пластилин, пластмассовые объёмные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, рабочие тетради, цветные карандаши, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки.
Способы: организационный момент, рассказывание двустишия, упражнение «Лесенка», знакомство с буквой «А», физкультминутка «Живой конструктор», работа в тетради, игровое упражнение «Волшебная буква», рефлексия.
Прогулка
Упражнение на развитие памяти «Сложи узор» - тренировать умение складывать узор из листьев по памяти (Маша, Алёна)
Тематическая прогулка «Осень золотая в гости к нам пришла» - различать и характеризовать приметы ранней осени, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.
Трудовые поручения: уборка на дорожках участка – способствовать совершенствованию соответствующих трудовых навыков детей, соблюдению правил личной гигиены в ходе работы.
П/и «Горелки» - закреплять умение двигаться по сигналу воспитателя, соблюдать правила игры.
Самостоятельная игровая деятельность по интересам детей - формировать умения детей выступать организаторами игр, подбирать необходимый инвентарь и атрибуты.
Вечер
Игра-соревнование «Кто больше знает?» - систематизировать знания детей об осеннем урожае (подгруппа детей)
Игровая ситуация «Что делать, если.» - побуждать детей логически мыслить, рассуждать на заданную тему (Даня, Костя)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Упражнение «Праздник чистоты» -формировать КГН: правильно использовать предметы личной гигиены, проявлять бережное отношение к ним. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Прослушивание аудиозаписей «Осень» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Осенняя песня»П. Чайковского из цикла «Времена года»
Рассматривание альбома «Осень»
Игра –имитация «Листопад»
Вечерняя прогулка
Д/и «С какой ветки детки» - уточнить знания детей о деревьях и семенах (Серёжа, Клим)
Наблюдение за перелётными птицами – закреплять знания детей о перелётных птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым.
П/и «Солнышко и дождик» - действовать по сигналу, воспитывать выдержку.
Труд: уборка на веранде – воспитывать желание поддерживать порядок на своей веранде, содержать её в чистоте.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – выбирать партнёров по игре, выступать в качестве организаторов.
Среда
9 сентября
Утро
Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла» - продолжать формировать умение содержательно рассказывать об осени (Алёна, Артём Е.)
Д/у «Дорисуй осеннюю картинку» - развивать чувство цвета, ритма, умение подбирать «осенние» оттенки (Соня М, Егор К.)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство в уголке природы – закреплять представления детей об особенностях ухода за комнатными растениями.
Самостоятельные игры в центрах активности – развивать самостоятельность, дружеские взаимоотношения
Д/и «Собираем урожай»
Познавательно-исследовательская деятельность. Математика «Математические игры «Сложи узор», «Найди недостающую фигуру» (Т. М. Бондаренко с. 66)
Цель: развивать комбинаторные способности, логическое мышление, творческое воображение
Средства: ковролин, лодочка, сложенная из волшебного Квадрата, В. Воскобовича (или игрушка, изображения уточек или гусей (10 шт., наборы кубиков «Сложи узор», таблицы с логическими задачами на поиск недостающей фигуры, тетради, карандаши
Способы: сюрпризный момент – путешествие в Фиолетовый лес, д/и «Сложи узор», пальчиковая игра «Утята», упражнение «Глиняные таблички», рефлексия.
Музыкальное развитие (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: следить за слаженностью пения, за правильностью выполнения движений, за дисциплиной во время игры
Познавательно-исследовательская деятельность. Социальный мир. «Что я знаю о себе» (В. Н. Волчкова с. 7)
Цель: подвести детей к осознанию себя как человека, как неповторимой личности, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими людьми и понимать существенные отличия.
Средства: иллюстрации с изображением людей разных возрастов и полов, схема для составления описательного рассказа, стихотворение В. Лукина «Кто с кем дружит»
Способы: беседа, рассматривание иллюстраций, динамическая пауза «Мы весёлые ребята», составление описательных рассказов по схеме, рефлексия.
Прогулка
Составление букетов из осенних листьев – воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту осенней природы (желающие дети)
Спортивное упражнение «Лягушки» - закреплять умение прыгать с ноги на ногу с продвижением вперёд (Даша, Костя).
Наблюдение за облаками – формировать умение видеть красоту неба, делать открытия, рассуждать, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Трудовая деятельность: сбор урожая на огороде – воспитывать у детей желание трудиться сообща, доставлять радость не только себе, но и другим детям; развивать умение договариваться.
Хороводные игры: «Здравствуй, осень», «Где что растёт?» - использовать знания о растениях в игре, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Самостоятельная двигательная деятельность детей - проявлять активность в организации подвижных игр со сверстниками, самостоятельность, творчество.
Вечер
Составление рассказов по стихотворениям об осени – формировать умение составлять рассказы об осени по стихотворениям разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову (Коля, Егор П.)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Игровая ситуация «Мой внешний вид» - формировать умение замечать и устранять «неполадки» в их внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске, воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом.
Слушание звуков осеннего леса в аудиозаписи создать в группе атмосферу осеннего леса
Графические упражнения «Лабиринт»: дойди до листочка; собери урожай; найди плоды – развитие сообразительности, мелкой моторики
Вечерняя прогулка
Д/и «Возвратим осени память» - закрепить у детей знания о признаках осени (Егор К., Алёна, Маша) Наблюдение за цветами: эвристическая беседа на тему «Почему цветы осенью вянут?» - установит с детьми зависимость роста растений от температуры воздуха.
Труд: сбор опавших листьев для гербария –вызвать интерес к окружающему.
П/и «Третий лишний» - формировать у детей умение быстро и точно реагировать на сигнал, способствовать совершенствованию основных движений при беге на скорость.
Самостоятельная деятельность детей – воспитывать дружеские взаимоотношения во время совместных игр.
Четверг
10 сентября
Утро
Наблюдение за приметами золотой осени – уточнить представления детей о золотой осени (Даня, Серёжа)
Д/и «Приметы осени» - уточнить знания детей о приметах осени (Лера, Даша) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Эвристическая беседа на тему «Зачем нужен листопад?» - познакомить детей с процессами, происходящими внутри растений в осенний период. Настольно-печатная игра «Круглый год» - закрепление знаний о временах гола
Решение ребусов «Сравни, сосчитай, назови» - развитие логического мышления
Коммуникативная деятельность. Развитие речи. Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Два товарища» (В. Н. Волчкова с. 9)
[/i]Цель: познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с её особенностями, воспитывать чуткость к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословицы с определённой ситуацией; учить пересказывать текст.
Средства: басня Л. Толстого «Два товарища»
Способы: беседа, обсуждение пословиц о дружбе, динамическая пауза «Ты – дрозд, я – дрозд», чтение басни Л. Толстого «Два товарища», беседа по содержанию, рефлексия.
Физическое развитие (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Познавательно-исследовательская деятельность. Экология. «Как всё живое растёт?» В. Н. Волчкова с. 8)
[/i]Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих
Средства: фотографии маленьких детей, схемы, фасоль,
Способы: рассматривание фотографий, беседа по вопросам воспитателя, работа по схеме, загадывание загадки, физкультминутка «Наседка и цыплята», рассматривание фасоли, психогимнастика «Зёрнышко», рефлексия.
Прогулка
Игровая ситуация «Вспомним правила дружных ребят» - побуждать детей к совместным играм, воспитывать желание делиться игрушками, не ссориться (по обстоятельствам)
Наблюдение за поведением птиц – уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц осенью, рассказать об изменениях. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, подвести к пониманию причин отлёта птиц.
Трудовое поручение: помочь взрослым собрать семена разных растений, убрать с клумбы или грядки высохшие растения – воспитывать трудолюбие, закреплять соответствующие трудовые навыки.
П/и «Лист, лети ко мне» - закреплять умение действовать по сигналу воспитателя, развивать реакцию.
Самостоятельная деятельность детей – воспитывать дружеские взаимоотношения во время совместных игр.
Вечер
Д/и «Времена года» - закрепить у детей знания о признаках осени (Коля, Лев)
Развивающее упражнение на развитие восприятия «Подбери пару» - закреплять умение подбирать пару по соответствующим признакам (Лера, Маша)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Упражнение «Аккуратный шкафчик» - приучать детей поддерживать порядок в своём шкафу. Музыкальное развлечение «Краски осени» - развивать творческое воображение, артистизм
Слушание аудиозаписи звуков природы «Осенний лес»
Вечерняя прогулка
Игровое упражнение: перебрасывание мячей с отскоками от пола – развивать ловкость, быстроту реакции (Костя, Артём А.)
Наблюдение за цветом неба – развивать познавательный интерес; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Трудовое поручение: сбор листьев для гербария – выбирать наиболее красивые и чистые листочки с разных растений.
П/и «С листочка на листочек» - упражнять детей в прыжках в длину с места и с разбега.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – находить занятие по интересам, организовывать подвижные игры.
Пятница
11 сентября
Утро
Заучивание стихотворения Н, Егоровой «Листопад» - побуждать детей выразительно читать стихотворение наизусть (Кося, Коля)
Д/и «Угадай, с какого дерева лист и плод» - закреплять знания о деревьях (Егор К., Лев)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по занятиям – закреплять освоенные ранее навыки дежурств по занятиям, самостоятельно планировать работу. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Игровая ситуация «Семья на прогулке в лесу» - закреплять правила безопасного поведения в природе, бережного отношения к живой природе
Игра «Вершки и корешки» - закреплять названия овощей и фруктов
Изобразительная деятельность. Рисование «Деревья в нашем парке» (И. А. Лыкова с. 34)
Цель: закреплять умение рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны, цвета. Развивать технические навыкив рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.
Средства: листы белой бумаги, цветные и простые карандаши, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща»
Способы: рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща», беседа, обсуждение способов изображения физкультминутка «Ветер и деревья», самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Двигательная деятельность (физическая культура на воздухе)
(по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Прогулка
Д/И «Узнай и назови, что созревает осенью» - закреплять знания о фруктах и овощах (Серёжа, Соня К.)
Игра-экспериментирование «Почему дует ветер?» - познакомить детей с причинами возникновения ветра, уточнить знания детей о свойствах ветра.
Трудовая деятельность: уборка опавших листьев на участке детского сада – прививать трудолюбие, воспитывать аккуратность, ответственность.
П/и «Поймай листок» - развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом.
Самостоятельная двигательная деятельность детей – закреплять умение объединяться в группы по интересам, договариваться, распределять роли, с помощью считалок.
Вечер
Д/и «Назови осенние месяцы» - закрепление знания осенних месяцев (Клим, Егор П.)
Разучивание чистоговорок с Даней, Дашей – закрепление звукопроизношения. Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Хозяйственно-бытовой труд: мытьё игрушек – продолжать формировать умения детей в выполнении поручений, воспитывать ответственность, трудолюбие.
Конструирование из бумаги в технике оригами – воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику.
Изготовление атрибутов для игры «Магазин» - вызвать желание пополнять атрибутами сюжетные игры
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение «Прыжки в длину» - закрепление основных видов движений с Костей, Артёмом А.
Наблюдение за работой дворника – расширять представления детей о рабочих профессиях, о значимости труда.
Трудовая деятельность: сбор семян цветов – закреплять умение детей аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.
П/и «Перелёт птиц» - упражнять детей в выполнении действий по сигналу.
Самостоятельные игры с выносным материалом – использовать в играх предметы-заместители, продумывать сюжет игры на основании имеющихся игрушек.