Елена Ершова
Фотоотчёт по проекту «Организация развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС до» (вторая младшая группа)
Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».
Каждый ребенок — это цветок, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты. Как мы знаем, индивидуализация образовательной деятельности в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Публикация «Фотоотчёт по проекту „Организация развивающей среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» март 2020
Для того чтобы каждый ребенок в группе был занят своим делом —от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. В своей деятельности мы создаем предметно — пространственную среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.
Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.
Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию.
При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Создавая развивающую среду, необходимо учитывать какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.
Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.
1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых.
3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых.
4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.
С целью создания развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО, мы оформили:
1. Визитку группы «Алфавит» (фотографии детей + краткий стих-презентация для каждого ребёнка).
2. Уголок именинника «С Днём рождения».
3. Уголок «Мы дежурим».
4. Уголок «Моё настроение». Цель: ознакомление детей с различными эмоциональными состояниями людей. Дети учатся оценивать свое настроение.
5. Театральный уголок «Планета сказок». Цель: речевое развитие детей, развитие эмоциональной сферы дошкольников. Здесь расположились разные виды театра, сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развитию памяти, развитию связной, а также диалогической и монологической речи.
6. «Ленточные фантазии» - оформление группы по временам года, темам праздников и так далее. Придаёт группе праздничный, весёлый, нарядный, «живой» вид.
7. Кукольный уголок «Мама, поиграй со мной». Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Шоферы», «Пожарные», «Цирк» и другие, что способствует развитию игровой деятельности детей (умению развивать несложные сюжеты, готовить необходимые атрибуты, вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым).
8. Уголок «Сказка под абажуром». Цель: формирование умения рассматривать иллюстрации к сказкам, повторение и самостоятельное обыгрывание сказок, сочинение новых.
9. Уголок «Книголюбие». Здесь представлены любимые детские сказки, стихи, рассказы в соответствии с возрастом детей, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии.
10 Бизиборд «В гостях у сказки» способствует сенсорному развитию детей, развитию мелкой моторики, обучению счету и ориентировке в пространстве, созданию эмоционального благополучия.
11. Макет «Мой город» в уголке «Безопасность» знакомит детей с правилами дорожного движения, со значением дорожных знаков, работой светофора. Способствует развитию игровой деятельности, умению общаться во время игры.
12. Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Султанчики, флажки, скакалки предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Почта». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.
При воспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать интерес ребенка, его самостоятельные проявления себя в разнообразных видах деятельности в сформированной среде, которая наполнена культурными составляющими. Этнокультурные ценности являются мощным стимулом обогащения детского развития и воспитания. Поэтому этнокультурные ценности мы использовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
13. Уголок «Моя малая родина». Цель: воспитание любви к своей малой родине.
Здесь расположены:
- Сувениры коми: из меха и замши, из дерева, из бересты, плетёные сувениры,
сувениры из глины.
- Макет «Коми дворик».
Цель: знакомить детей с бытом и трудом на селе Коми Края, с домашними животными.
- Мобиль «Элементы коми орнамента» - универсальная конструкция для оформления помещения группы, придаёт группе детский, праздничный, весёлый, нарядный, «живой» вид. Можно использовать для знакомства детей с элементами коми орнамента, упражнения детей в счёте и ориентировке в пространстве.
- Кукла в коми народном костюме.
Цель: знакомить детей с коми народным костюмом.
- Выставка иллюстраций «Коми народные сказки».
Цель: оформление группы, знакомство и закрепление знаний детей о коми народных сказках.
- Театр на магнитах «Герои коми сказок» в уголке «Сказка под абажуром».
Цель: оформление группы, знакомство и закрепление знаний детей коми народных сказок; героев этих сказок; самостоятельное обыгрывание сказок, сочинение новых.
- Оформление решёток под окнами знакомит детей с элементами коми орнамента, с цветами флага Республики Коми.
Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, беспрепятственно заниматься тем, что ему больше нравится. А ведь именно это лежит в основе развивающего общения.