Ланна Черкашина
Знакомим детей старшего возраста с культурой и традициями бурятского народа
Известно, что человек без прошлого, не знающий истории своего народа, оказывается нравственно бесперспективным. Человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, как говорят в народе, «подобен дереву, которого лишили корней». Любой житель нашей планеты должен иметь свои корни, свою Родину, знать культуру своего народа, благодаря чему он ощущает свою самобытность, непохожесть на других.
Публикация «Знакомим детей старшего возраста с культурой и традициями бурятского народа» размещена в разделах
- Республика Бурятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2022
Сегодня в дошкольных учреждениях много делается для решения такой важной задачи патриотического воспитания, как приобщение детей к культуре своего народа и развитию их национального самосознания. Принцип народности, провозглашенный выдающимся русским педагогом К. Д. Ушинским, приобретает в современных условиях все большую актуальность и значимость. Задача педагогов состоит в том, чтобы вековые традиции народа своего края должны быть внедрены в практику воспитания дошкольников.
Мы живем в Республике Бурятия, поэтому чтим традиции коренного народа.
Начиная со старшего возраста, мы знакомим детей с бурятской и русской культурой. Для этого в качестве основных средств воспитания используем все компоненты народной культуры : фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы, игры и т. д.
Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др.
Дидактические игры:
«Кто, в каком домике живет?»
Ребенку дается карточка с изображением чума, юрты, избы. Предлагаю ребенку помочь каждому найти свой дом, пройдя по разным, интересным лабиринтам.
«Найди две одинаковые варежки».
«Одень куклу в бурятский костюм».
Игры со штриховкой: «Заштрихуй линии как показано на рисунке».
Работа с раскрасками.
Рисование: «Ёхор» Программное содержание: продолжать совершенствовать у детей прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной «гармошкой»; закреплять умение создавать коллективную сюжетную композицию; расширять представления детей о традиционной народной одежде бурят : халат, застегивающийся на боку, на рукавах отвороты, безрукавки, шапки конической формы с навершием, сапоги; воспитывать интерес к традициям бурятского народа.
Особое место в жизни дошкольников занимают народные праздники, ведь они объединяют в себе почти все элементы нравственного воспитания: песню, игру, сказку, загадку, художественную деятельность. Один из главных праздников – Сагаалган (праздник Белого месяца) – основная дата календаря монголоязычных народов. Как и другие народы, в культуре которых соседствуют и сосуществуют официальный (григорианский) и традиционный календари, современные буряты встречают Новый год дважды: 1 января и в феврале.
В этом году празднование Сагаалгана выпало на 2 февраля, и мы целую неделю с удовольствием знакомились с традиционной культурой
бурятского народа.
Работа с родителями. В дошкольных образовательных учреждениях накоплен определенный опыт в организации активных форм работы с родителями в разных аспектах, в том числе и приобщению дошкольников к истокам народной культуры.
Оформление папки - передвижки на тему: «Как встретить Новый год по лунному календарю?»
Изготовление для куклы бурятской национальной одежды, бурятских народных костюмов для детей в группе, макета юрты.
Спасибо за внимание!