Оксана Полежаева
Предметно-развивающая среда для детей от 2 года до 3 лет в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда для детей от 2 года до 3 лет в детском саду
«Познавательное развитие» - "Центр сенсорного развития"
Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предметно-развивающая среда является одним из средств, формирующих личность ребенка. Она способствует его всестороннему развитию, обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
Публикация «Предметно-развивающая среда для детей от 2 года до 3 лет в детском саду» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2022
Ранний возраст – самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.
Значение сенсорного развития в раннем возрасте является основной для интеллектуального развития ребенка, развитие внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие основные принципы:
- соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;
- статичность и подвижность (постоянство и неизменность элементов среды обеспечивают ребенку защищённость и надежность, а возможность её изменения позволяет реализовать детям стремление к творчеству и инициативе);
- гибкость зонирования (позволяет детям свободно перемещать определенные игры и игрушки в любую часть группы);
- комфортность и безопасность (надежность и комфортность достигается безопасной и удобной планировкой);
- открытость и закрытость (предполагает организацию определенного порядка в пространстве);
- тендерный подход (создание условий, стимулирующих проявление типичных для девочек и мальчиков видов занятий).
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста :
Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов; учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Центр сенсорного развития несё т в себе следующие функции:
- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т. д.);
- развитие мелкой моторики рук;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения;
- активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.
Сенсорными играми, дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомить со свойствами предметов и с их признаками : цветом, величиной, формой, качеством.
Играя ребенок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы разнообразных форм, пирамидки, вкладыши. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений.
Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения.
В нашей группе так же есть уголок сенсорики, который находится в свободном доступе для детей. Он оснащен различными дидактическими играми, дидактическими материалами направленными на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, тактильно звуковых, зрительных ощущений.
В уголке нашим деткам предложены дидактические игры :
основные задачи: научить выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине, развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению величины, формы, цвета предметов. Для формирования представлений о внешних свойствах предмета их положения в пространстве, а так же их целостности я использую «пазлы», «игры на липучках», «картинки половинки».
- Игрушки-забавы ( звучащие: неваляшки, колокольчики, пищалки, юла, шумовые коробочки и т. д.)
- Пирамидки и стержни, лабиринты для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм; игрушки-тренажеры: вкладыши, шнуровки;
Цель этого дидактического материала сопоставлять и сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше - меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета.
- Домино, лото, мозайки;
- Сортеры.
Музыкальные и звучащие игрушки (колокольчики, бубны, металлофоны, дудочки, пианино, барабанчики)
«Волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками