Наталия Смирнова
Фоторепортаж «Прогулки по Москве. Царицыно». Часть 1
▼ Скачать +Заказ
Прогулки по Москве. Царицыно
Приветствую вас, дорогие друзья и гости моего блога! Уж так сложилось за уже приличное количество лет, что на каждые длинные выходные, а уж на Новогодние праздники особенно, провожу я виртуальную прогулку (а бывает и не одну) по Москве.
Публикация «Фоторепортаж „Прогулки по Москве, Царицыно“, Часть 1» размещена в разделах
Увы, прошедший 2020 год стал очень не приятным исключением. Рассказать бы я и рассказала (и с превеликим удовольствием, но уж так сложилось «исторически») . Что все мои «московские» публикации сопровождаются всегда фотографиями, которые делаются специально для рассказа… Ну…. Если уж быть совсем честной- фотографии обуславливают текст). Да-да, для того что бы вам, друзья мои, что то рассказать, я сначала фотографирую (это уж как Бог на душу пошлет, а потом уж, посмотрев дома, что ж там на фотографиях вышло и рассказываю) .
Но мы несколько отвлеклись. Особо фотографировать у меня в прошлом году возможности не было. Было несколько публикаций в начале прошлого года, по счастливому стечению обстоятельств успела я сделать много фотографий с выставки кукол перед самым локдауном- и все… но вот пришел Новый, 2021 год) будем надеяться, что он будет намного удачнее прошедшего). Без новогодней публикации как то не очень комфортно мне, но и ехать на общественном транспорте…
Перебирая в памяти, то о чем уже успела вам рассказать, я вдруг пришла в некоторое недоумение… действительно, ведь о Царицыно то я вам ни разу не рассказывала!
О том Царицыно, в которое мы в своей юности ходили гулять (построенные автомобильные эстакады затрудняют сейчас пешие прогулки до парка, но зато ходит прямой автобус, то Царицыно, которое я помню еще «не окультуренными» «графскими развалинами», то Царицыно, которое поднялось, как Феникс из пепла…
Так что, процитирую Булгакова, «дай руку, читатель, и проведу тебя…» по зимним царицынским аллеям, что бы вернутся сюда звонкой весной, жарким летом и золотой осенью, постоять под брильянтовыми струями фонтанов и полюбоваться разноцветьем клумб…
Но начнем с самого начала.
Цари цыно — дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.
Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.
Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей.
Царицыно является памятником так называемой «русской готики» (псевдоготики); над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков[3]. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.
Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.
Сегодня мы не будем подробно говорить о строительстве и истории Царицыно. Совершим вступительную совсем небольшую экскурсию. Посмотрим на дворцовый комплекс от главных ворот, пройдем через центральный пруд, мимо закрытого на зиму фонтана, по горбатым мостикам и поднимимся к готическому мосту через овраг и третьему гвардейскому корпусу.
Надо сказать, что количество царицынских уток потрясает)
Большой мост через овраг
Шедевр отечественного мостового строительства, Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778—1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.
Большой мост через овраг — самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века (я помню этот мост не реставрированным в 1980-1989 годах прошлого века, и хотя он был не так ярок, но он и тогда был прекрасен). Он обладает уникальными художественными особенностями; мост производит впечатление цельности и гармоничности, массивная конструкция мастерски декорирована и визуально облегчена. Здесь в полной мере представлен баженовский «театр архитектуры» : утилитарное сооружение оформлено «не по статусу» богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов; люкарны, розетты, орнаментальный пояс-зигзаг под карнизом создают неповторимую выразительную декорацию. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око — христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.
Архитектор выбирал местоположение моста с целью сделать его составной частью Берёзовой перспективы — одной из главных осей ансамбля. С Большого моста по замыслу Баженова начинался собственно дворцовый ансамбль: к нему подходило ответвление от Каширской дороги, идущей от Коломенского. С подъезда к мосту раскрывался северный фасад Царицына с ближних ракурсов.
Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года. К началу реставрационных работ находился в аварийном состоянии; Реставрация проводилась в 1985—1995 годах с помощью польских специалистов.
Поднимаясь от среднего пруда к мосту через овраг не миновать нам третьего кавалерийског корпуса.
Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других и близок к Малому дворцу; изящная постройка, возведённая в 1776—1779 годах, увенчана башенкой-бельведером. Императрица придавала особое значение этому строению: только в чертежах Третьего Кавалерского корпуса есть её собственноручные правки. Корпус построен на холме, на том самом месте, откуда Екатерина II в летнюю ночь 1775 года любовалась фейерверками на Царицынских прудах
Всего корпусов три. Первые два составляют общую плавную линию с главным дворцовым комплексом (о самом комплексе в следующей публикации, третий корпус сейчас стоит как бы особняком в результате того, что между ним и дворцом ранее находилось несколько построек от которых теперь сохранился к сожалению в лучшем случае только фундамент.
Второй и Первый Кавалерские корпуса, построенные в 1784—1785 годах, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении — портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком. Декор фронтонов с композициями из звёзд, трилистников и лучей, вероятно, содержит намёк на масонскую символик.
У построек были разные судьбы — Второй Кавалерский корпус никогда не эксплуатировался и к 1980-м годам превратился в руину; Первый и Третий корпуса в конце XIX века сдавались под дачи. В советское время в Первом Кавалерском корпусе размещались органы местной власти, а впоследствии — музыкальное училище (мои одноклассницы посещали это училище, а я, в школьные годы, не однократно бывала там на итоговых концертах моих подруг) ; в Третьем корпусе — первый царицынский музей (закрытый в 1937 году) и сельский клуб. В процессе реставрационных работ 1988—2003 годов зданиям вернули их первоначальный облик. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника «Царицыно»
На этом сегодняшнюю экскурсию мы завершим- и лимит фотографий уже почти исчерпан, да и текста уже не мало. Но я с вами не прощаюсь! В следующей публикации я расскажу о истории создания дворцово-паркового ансамбля и о истории других построек.